В средние века почта была услугой, предназначенной исключительно для королей, принцев, великих феодалов, церкви и государств. Сообщения и частную переписку (умевших читать и писать!) приходилось доверять случайным посланникам, например купцам, монахам, солдатам или паломникам. Карл Великий, чтобы поддерживать связь с феодалами своей империи, создал сеть гонцов, которые пешком, с сумкой для сообщений и пикой для защиты от бандитов и диких зверей связывали Аахен с Италией, Германией и Испанией. Университеты и монастыри, центры образования того времени, имели свои собственные сети посланников; в случае последнего роль играли монахи, переходившие из одного аббатства в другое.
Точно так же некоторые корпорации, такие как Ганзейский союз в северной Германии, имели своих курьеров. Основные элементы почты в Средние века, а затем и в эпоху Возрождения не отличались от элементов предыдущих столетий. Нужны были дороги (а построенные римлянами продолжали очень хорошо выполнять свою задачу), лошади, затем повозки или экипажи, и «почтовые станции», где лошадей можно было оставить отдохнуть, освежить и обеспечить приютом, для посыльных и возможные путешественники (различные современные «Albergo della Posta» или «Hostellerie de la Poste» часто являются остатками «почтовых станций» прошлого).
Следует учитывать, что почтовые службы того времени исполняли не только доставку корреспонденции, а грузов и ценных товаров (в особенности когда речь идет о корпорациях того времени). До сих пор существуют компании, у которых и сегодня доступна доставка с 1688 для клиентов.
С развитием цивилизации и технологий, но прежде всего благодаря появлению бумаги, почта оказала глубокое влияние. Бумага, которая начала распространяться в Европе в позднем средневековье. Бумага была изобретена китайцами в I веке нашей эры, затем усовершенствована арабами в VIII веке и заменили пергамент, который был намного дороже. На протяжении веков ручное письмо было единственным способом воспроизвести письменный текст. От египетских писцов до писцов средневековых монастырей менялись орудия и опоры письма (папирус, пергамент, бумага), но не метод воспроизведения, заключавшийся в переписывании рукописного текста вручную со всеми рисками ошибок или произвола.
Изобретение Гутенбергом печатного станка в 1450 году имело исключительное значение для распространения культуры, а также способствовало значительному увеличению объемов переписки. В средневековой Европе и тем более в Европе эпохи Возрождения ощущалась потребность в расширении почтовой службы среди дворянства и буржуазии, которым при новой торговле требовались сведения и связь с отдаленными местами. Пока люди использовали более или менее случайных путешественников, «услуга» была бессистемной, а доставка небезопасной настолько, что часто предпочитали отправлять несколько экземпляров одного и того же письма через разных курьеров. Часто на письмах писались «подстрекательские» для курьера фразы, типа «Cito, cito, citissime» (скоро, скоро, очень скоро!), что явно имело скромный реальный эффект.
В любом случае, приход письма не был чем-то само собой разумеющимся. Нередко письмо рисковало быть утерянным или не доставленным по многочисленным причинам: ограблениям, длительным и ухабистым поездкам, войнам, эпидемиям, неопределенным адресам или смене адреса и т.д. Поэтому невозможно было заранее определить, сколько будет стоить доставка письма. По этим и другим причинам была установлена ставка для оплаты получателю, ставка, которая варьировалась в зависимости от сложности и времени, необходимого для доставки письма до места назначения. Стоимость могла быть настолько высокой, что получатель отказывался платить. Это причиняло много потерь тем, кто осуществлял услугу, которая в любом случае имела очень высокие затраты, доступные только самым богатым сословиям.
Потом были другие проблемы. В средние века, когда гигиенические условия были довольно нестабильными, существовали опасения, что болезни и эпидемии могут распространяться через письма и грузы. Затем буквы «окуривали» или «дезинфицировали» парами смолы или другими веществами, предварительно измельчив или проткнув их, чтобы гарантировать проникновение паров внутрь, в надежде, что любые микробы будут уничтожены.
Затем на письме ставили штамп «здоровье», удостоверяющий обработку. Помимо использования парусных или гребных судов на реках и морях, что касается наземного транспорта почты, продолжали использоваться лошади, как это делалось на протяжении тысячелетий. Поэтому скорость, с которой перемещалась почта, могла увеличиться лишь незначительно. Человечеству пришлось ждать до середины 1800-х годов, чтобы произошел еще один фундаментальный поворотный момент. Введение, а затем использование железной дороги для перевозки почты, а также пассажиров и грузов.
|