За прошедшие годы Интернет принял множество различных форм, первая из которых представляла собой более или менее структурированный ландшафт веб-сайтов, электронных писем и корпоративных целевых страниц. Но у Интернета была гибкость, чтобы развиваться в различные среды и возможности, которые росли в геометрической прогрессии, чтобы сделать его незаменимым инструментом, которым он является сегодня. Совместное использование через облако, управление базами данных, социальные сети и электронная коммерция — это лишь часть того, что сделало Интернет таким гигантом, каким он является сегодня.
Некоторые функции и возможности Интернета исходят из фреймворков, разработанных с течением времени и в разных версиях. Одним из наиболее ярких событий, проложивших путь многим другим разработкам, является демократизация SaaS или Software-as-a-Service. SaaS полностью изменил то, что когда-то считалось возможным в управлении цифровым программным обеспечением, устранив требования к техническим знаниям и разрушив барьеры, которые сделали любой тип программного обеспечения намного более доступным.
SaaS: обзор программной среды
Название SaaS (программное обеспечение как услуга) говорит само за себя. Все дело в том, чтобы предоставить вам доступ к определенному программному обеспечению (или набору программного обеспечения) через сетевое соединение, что позволит вам выполнять задачи плавно и эффективно.
В стандартных пакетах программного обеспечения частные лица и предприятия должны были загружать, интегрировать и полностью управлять программным обеспечением из своих собственных центров обработки данных. Это означает, что ответственность за целостность данных, управление безопасностью и другие обновления лежит на владельце программного обеспечения. В то время также необходимо было убедиться, что вся инфраструктура, от серверов до пропускной способности сети, была полностью разработана для удовлетворения потребностей самого программного обеспечения. Это означало, что вы должны были нести все риски, связанные с незавершенным обновлением или неисправным патчем безопасности, которые могли быть связаны с вашим бизнесом, что стоило вам времени, денег и усилий для того, что должно было стать находкой. Для вашего бизнеса.
SaaS избавляет вас от всего этого, фактически отдавая на аутсорсинг все технические аспекты, от безопасности до управления информацией, самим разработчикам программного обеспечения. Вам не нужно беспокоиться о возможностях хостинга и серверах, так как вам просто нужно обеспечить достаточно сильное сетевое соединение для регулярного доступа к программному обеспечению в любое время. Поскольку скорость доступа в Интернет становится все выше и выше, это препятствие больше не является проблемой, что способствует дальнейшему росту рынка SaaS.
Типы SaaS могут быть такими же разнообразными, как и потребности бизнеса. Одними из наиболее распространенных типов являются офисные приложения, такие как текстовые процессоры и системы обработки данных. Но SaaS может быть гораздо более гибким для удовлетворения конкретных потребностей компании, предоставляя свои технологические возможности для управления полевыми бригадами, инструментов для совместной работы и даже хостинга мультимедиа.
Различия между IaaS, PaaS и SaaS
Как и в случае любой технологической эволюции, структура программного обеспечения как услуги имеет множество различных уровней, которые не обязательно видны обычному пользователю. Мы много говорили о SaaS, в том числе о том, что отличает его от стандартных программных пакетов, которые вы могли видеть на заре Интернета в 1990-х годах, но есть и технологические достижения в разработке PaaS или Platform-as- a-Service, а также IaaS или Infrastructure-as-a-Service.
PaaS — очень полезный тип структуры для разработчиков приложений, которые хотят быстрее утвердиться на рынке, используя все базовые структуры, такие как операционная система и доступ к серверам, сохраняя при этом управление собственной программой и содержащимися в ней данными. PaaS часто используется в индустрии мобильных приложений, где разработчики могут разрабатывать свои приложения с помощью пакетов приложений iOS или Android, чтобы использовать готовые системы для лучшего управления технической нагрузкой программ.
IaaS, с другой стороны, представляет собой гораздо более внутреннюю услугу, предлагаемую частным лицам и предприятиям, которые хотят не только управлять своими собственными приложениями и данными, но и управлять непредвиденными ситуациями своей операционной системы. Это означает, что большая часть программного обеспечения будет контролироваться владельцем программы, но такие вещи, как управление сервером и виртуализация, останутся за поставщиком IaaS. Amazon Веб-службы и Microsoft Azure — яркие примеры на относительно небольшом рынке IaaS. Эти два продукта IaaS чрезвычайно важны для некоторых из крупнейших цифровых продуктов, которые вы видите в Интернете. Например, Netflix использует AWS почти для всех своих потребностей в хранении и вычислениях, что намного эффективнее и экономичнее, чем делать это самостоятельно.
История SaaS-решений
Узнав, что такое SaaS, и другие разработки PaaS и IaaS, связанные с ним, может быть почти сложно представить, какими были ИТ до появления SaaS. Действительно, большинство из нас, родившихся в цифровом мире в 1990-х или начале 2000-х годов, возможно, видели, как появилось несколько систем до SaaS, но большинство программного обеспечения, которое мы видим на рынке сейчас, представляет собой различные версии модели SaaS.
Каждый раз, когда вы используете программное обеспечение, которое запрашивает обновление для системы безопасности или требует доступа к Интернету, скорее всего, это продукт «программное обеспечение как услуга». Несмотря на то, что все еще существует ряд продуктов с открытым исходным кодом и устаревших продуктов, которые все еще основаны на старой концепции «программное обеспечение как продукт», стало намного проще и экономичнее выпускать программное обеспечение и снабжать его контентом и функциями, в обмен на разовую покупку или подписку. Но важно помнить, что Интернет не всегда был таким.
Прототипы и эволюция SaaS
Некоторые люди могут проследить развитие компьютерных и интернет-технологий до 1960-х годов, но стоимость поддержки этих технологий была тогда непомерно высокой для тех, кто хотел развивать их самостоятельно. Таким образом, в Массачусетском технологическом институте была разработана система разделения времени, известная как CTSS, чтобы помочь снизить стоимость обслуживания и эксплуатации мейнфрейма.
В последующие десятилетия подобные достижения стали становиться все менее и менее дорогими, их стало легче развертывать и поддерживать с течением времени. Эта эволюция также ознаменовала начало частной собственности на компьютеры, тогда как ранее они были зарезервированы для крупных компаний и компаний, которым требовалась их вычислительная мощность для лучшего управления своими данными.
На тот момент персональные компьютеры поставлялись с «локальным» программным обеспечением, предоставляемым при покупке. Но на этом гораздо более раннем этапе развития Интернета затраты на обслуживание и обновление программного обеспечения были слишком высоки, чтобы делать это на регулярной основе. Помните, что тогда большинство этих обновлений поставлялись на физических носителях. Это означает, что обновления для вашего любимого текстового редактора должны поступать с компакт-диска или дискеты, способных при необходимости доставить требуемые обновления.
Электронная коммерция, двигатель роста
Многие считают 1990-е поворотным моментом, когда Интернет начал обретать форму. Активные пользователи компьютеров в это время заметят, что это был период повального увлечения доменными именами .com, что в конечном итоге привело к лопанию одного из самых больших пузырей на рынке, подпитываемому массовым энтузиазмом и нерегулируемым использованием возможностей Интернета.
Но для Интернета все было не так безрадостно, так как массовое распространение его частного использования сопровождалось другими событиями. Электронная коммерция в Интернете стала более регулярной, с безопасными транзакциями по кредитным картам и улучшенной зашифрованной передачей данных в Интернете, что дает людям больше уверенности в совершении покупок в Интернете без потери своих данных.
А с большим притоком онлайн-покупателей возникла потребность в местах для доставки товаров. Именно в это время мы находим первые шаги Amazon, а также первую версию eBay, «AuctionWeb». Естественно, теперь, когда все эти данные передаются в режиме онлайн, облачные сервисы начали заполнять пустоту, позволяя интернет-провайдерам использовать внешние вычислительные технологии, чтобы лучше сосредоточиться на своем основном бизнесе. Это также дало им больше гибкости для доступа к данным из удаленных областей, которые не обязательно напрямую подключены к их серверам. Именно здесь начали появляться первые формы SaaS.
Первые SaaS и их эволюция на современном рынке
Одним из первых технических прототипов SaaS стали поставщики услуг приложений (ASP), общая идея которых была очень похожа на SaaS, но требовался более практичный подход, поскольку поставщику услуг приходилось вручную создавать каждую среду для своих клиентов.
В 1999 году компания Salesforce проложила путь индустрии SaaS, широкомасштабно запустив свою платформу CRM (Customer Relationship Management). Именно это знакомство доказало, что фреймворки SaaS могут работать, по крайней мере, для той клиентской базы, которая тогда в них была заинтересована. На данный момент SaaS завоевала популярность у небольшой корпоративной аудитории (в основном стартапы и малый бизнес). Но по мере развития технологии более крупные компании начали видеть преимущества аутсорсинга всей работы, необходимой для запуска программного обеспечения, сохраняя при этом все преимущества его использования.
С увеличением скорости интернета и доступностью более гибких вариантов оплаты (распределение доходов, пакетные бизнес-планы и т. д.) неудивительно, что компании начали отказываться от своих моделей физического программного обеспечения в пользу более гибких моделей SaaS.
Сегодня программное обеспечение SaaS присутствует в большинстве компаний, и рост рынка также способствовал снижению цен на эти продукты в целом. Экономия средств стала ключевым аспектом того, почему SaaS стал так широко использоваться на рынке, и даже некоторые продукты SaaS используют другие SaaS (или IaaS/PaaS) для расширения своего роста. Даже создавая сайт, предприниматели не редко выбирают SaaS решение на тильда сайт можно сделать самостоятельно всего за час.
Будущее SaaS
Сегодня, когда SaaS практически является нормой в программном обеспечении, титаны отрасли, такие как Microsoft, SAP, Oracle и IBM, хотят увидеть, как будет выглядеть следующий этап его развития. Хотя технические особенности, возможно, еще не доведены до совершенства, вероятно, есть три основные возможности для улучшения, которые может использовать SaaS.
Во-первых, поскольку SaaS продолжает расти, ИТ- и ИС-команды должны быть более гибкими и опытными в аспектах, которые могут не иметь отношения к их основному бизнесу. Им необходимо начать развивать межфункциональные навыки на организационном и бизнес-уровне, поскольку SaaS интегрируется практически во все аспекты бизнеса.
Прошли те времена, когда ИТ-специалисты управляли только сетевыми подключениями и данными. Сегодня она будет более широко заниматься управлением человеческими ресурсами, финансовым аудитом и даже организационными структурами.
Во-вторых, автоматизация с помощью машинного обучения и искусственного интеллекта, вероятно, будет главным приоритетом для поставщиков SaaS, которые будут продолжать расти. Компании ищут все более интеллектуальные способы лучше понять свой бизнес как снаружи, так и внутри. Это означает, что SaaS должен быть умнее в том, как он анализирует данные и достигает определенных точек анализа, чтобы информировать ключевых лиц, принимающих бизнес-решения. Если все сделано правильно, следующий этап SaaS может полностью изменить рынок принятия решений и гибкости бизнеса.
Наконец, SaaS, вероятно, проявит большую гибкость в плане интеграции. Ожидается, что API или интерфейсы прикладного программирования будут развиваться вместе с этими технологиями и позволят программному обеспечению иметь больше возможностей для роста и интеграции. Другими словами, возможности SaaS, вероятно, будут продолжать расширяться по мере того, как все больше приложений будут использовать преимущества общей эволюции этого рынка.
|