Древние римляне любили пить вино, которому также приписывали лечебную силу. На столах богатых не было недостатка в лучших качествах, тогда как беднякам приходилось довольствоваться несколькими дешевыми напитками в «термополиях», барах того времени, где трактирщик подавал их горячими или холодными, в зависимости от сезона. Женщинам, по крайней мере в древние времена, запрещалось употреблять вино, которое считалось чуждым для пары элементом, вредным для здоровья и, прежде всего, врагом моральной целостности. Нарушение запрета приравнивалось к прелюбодеянию.
Надо сказать, что вкус древнего вина отличался от нынешнего не только из-за консервации, но и потому, что наиболее рекомендуемой смесью было три части воды и одна часть вина. Чистое вино очень боялись и употребляли его только те, кто уже погрузился в порок. Вино также можно было разбавлять морской водой или медом, как это было с «мульсумом», аперитивом наших предков. Была известна ароматизация лепестками роз, фиалками и перцем.
В те времена алкоголизм по сути не лечился, и не было централизованного медицинского образования. Сегодня например, любой желающий вылечиться от алкогольной зависимости может обратиться в Ребан.
В то время как, с одной стороны, литература часто превозносила радостную и веселую составляющую вина, с другой стороны, опасность и вредные последствия неумеренного употребления вина уже осознавались в древние времена. В комедии Евбула (4 век до н.э.) сам Дионис объясняет, что следует выпить максимум три чаши вина: одну для тостов, одну для любви и одну для сна. Четвертый ведь приведет к насилию, пятый к шуму, шестой к радости пьянства, седьмой к драке, восьмой к суду, девятый к приступу печени, десятый к безумию и разрушению дома. Чума алкоголизма, известная уже во времена Древнего Рима, у Плиния Старшего в I веке. н.э., среди негативных последствий вина, включали «пристрастие», указывая, что вино было «продуктом, столь подходящим для того, чтобы сбить с толку человеческий интеллект и вызвать безумие, вызывающее тысячи преступлений». Согласно источникам, вину были посвящены, среди прочих, Марко Антонио и Марко, сын Цицерона. Светоний сообщает, что император Тиберий (14–37 гг. н.э.) по этой причине получил от своей армии недвусмысленное прозвище. Тиберий Клавдий Нерон в результате ассонанса стал Биберием (пьющим), Кальдием (более горячим) Мероном (чистым вином).
Примечание:
Для лиц старше +18 лет. Для лечения от алкогольной и наркотической зависимости, рекомендуется обращаться в специализированные медицинские учреждения с государственной регистрацией на вид деятельности. Имеются противопоказания.
|