SIPRI прогнозирует увеличение роли России в становлении и модернизации армий стран Средней Азии
Уход коалиционных сил НАТО и США из Афганистана оставит лидеров стран Средней Азии наедине с рядом внутренних угроз, тогда как большинство из них не смогли создать вооруженные силы, отвечающие международным стандартам.
Россия остается основным партнером для армий Средней Азии, влияние Москвы в этом регионе только вырастет после уход сил НАТО и США из Афганистана, говорится в исследовании американского этнополитолога и аналитика «Стокгольмского института исследования проблем мира» (SIPRI) Дмитрия Горенбурга «Внешняя помощь среднеазиатским армиям и силам безопасности». В нем изучены вооруженные силы всех стран региона.
По мнению аналитика, несмотря на рост военных трат, только Казахстан и Узбекистан находятся в процессе создания боеспособных армий, в то время как Киргизия и Таджикистан имеют трудности с организацией даже небольших групп быстрого реагирования. Проблемы Туркменистана заключаются в нехватке специалистов, способных разработать план структурных реформ туркменской армии.
Внешняя угроза радикальных исламистов действительно существует, но регулярно преувеличивается местными властями и их партнерами из России, считает автор доклада. Основной опасностью для правящих режимов в Средней Азии, считает он, являются внутренние протестные настроения и нестабильность.
Турция со смешанным успехом пытается наладить контакты в регионе, к тому же стремится Индия в Таджикистане. Китай, несмотря на ключевую роль в экономике Средней Азии, пока остается в стороне от военных вопросов, не желая конфликтовать с Россией. Оборонная промышленность Евросоюза представляет интерес для местных режимов, обладающих деньгами для покупки новых вооружений, отмечается в докладе.
Как пишет автор исследования, вывод войск США из Афганистана может стать последним шансом для среднеазиатских государств получить крупную военную помощь от американцев в виде использованной техники и оборудования — в этом особенно заинтересованы Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. За годы афганской военной операции США оставались влиятельным игроком в регионе, не всегда помогая вооружениями, но предоставляя программы обучения и подготовки для местных армий.
Уход коалиционных сил НАТО и США из Афганистана, прогнозирует Горенбург, оставит лидеров стран Средней Азии наедине с рядом внутренних угроз, тогда как большинство из них не смогли создать вооруженные силы, отвечающие международным стандартам.
Россия, по его словам, остается главными источником внешней военной помощи для среднеазиатских держав, не только поставляя вооружения, но и обучая местных военнослужащих, модернизируя устаревшую технику и оказывая финансовую поддержку. Аналитик приводит сведения о размерах российского сотрудничества с каждым из государств.
Казахстан
С этой страной у России налажено плодотворное партнерство. Казахстан имеет одну из самых стабильных экономик в регионе и нацелен на создание современных вооруженных сил.
Первые двусторонние сделки по покупке вооружений были в основном связаны с ВВС. В конце 1990-х Казахстан приобрел у российских партнеров 14 штурмовиков Су-25, 12 истребителей МиГ-29 и еще некоторое количество учебных самолетов. Сейчас Россия принимает активное участие в модернизации казахских ВВС.
С 2004-го по 2011 год Казахстан закупил у России 47 вертолетов Ми-17(включая модификации), но в последние годы казахские власти проявляют интерес к вертолетам европейских производителей. Они продолжают активно закупать и российские бронемашины — В 2010-м и 2012 году были заключены контракты на поставку 190 БТР-82А. Также Казахстан стал первым иностранным заказчиком экспериментальной БМПТ (Боевой машины поддержки танков), известной как «Терминатор»: в 2011 году были получены первые три машины, затем был подписан контракт на еще девять «Терминаторов». В том же году на вооружение в казахскую армию поступили три ТОС-1 «Буратино» (тяжелая огнеметная система залпового огня на базе танка Т-72).
В январе 2013 года Россия и Казахстан подписали соглашение по единой системе ПВО. В его рамках казахи должны получить ЗРК С-300ПС — эта модификация С-300 сейчас снята с производства.
Наконец, казахские ВМС строят на собственных верфях ракетные катера «Катран», разработанные российскими конструкторами из ЦМКБ «Алмаз». За последние годы было спущено на воду два таких катера.
Узбекистан
Практически все вооружение страны советского или российского производства, но узбекские власти не ведут столь же активную модернизацию собственной армии, как в Казахстане.
С 2000 года Ташкент закупает российское стрелковое оружие, включая пулеметы и снайперские винтовки. В 1990-е годы в страну было поставлено около 170 БТР-80 и еще 50 бронемашин — в 2001 году. Россия неоднократно участвовала в ремонте и модернизации узбекских боевых самолетов — в частности, в 2004 году установила на МиГ-29 и Су-27 оборудование, позволяющее осуществлять полеты ночью и в плохих погодных условиях.
Узбекистан интересовался другими видами российских вооружений, включая системы ПВО и противотанковые ракеты, но основным его приоритетом остаются контракты на ремонт и модернизацию уже существующей техники.
Туркменистан
Еще пять лет назад российско-туркменский рынок вооружений практически не существовал. На это влияли относительная бедность, изоляционистская политика Ашахабада и внушительный запас оружия и техники, доставшийся ему от Советского Союза. Однако старение советской техники и рост госбюджета за счет доходов от экспорта газа резко изменили ситуацию.
Первым контрактом с российским производителем стал заказ шести РСЗО (реактивных систем залпового огня) «Смерч». В 2009 году было приобретено два вертолета Ми-171 и 8 БТР-80А. Для нужд армии туркменские власти заказали в России 1040 грузовиков «КамАЗ» и других транспортных машин. Было заключено два контракта на поставку танков Т-90С — всего 40 машин.
Россия сыграла ключевую роль в создании молодого туркменского флота. На его вооружение было поставлено два больших ракетных катера «Молния» и два корабля береговой охраны «Соболь». До конца 2014 года ожидается поставка еще трех «Молний».
Киргизия
Россия сотрудничает с этой страной с конца 1990-х годов, но поставки вооружений на постоянной основе начались после подписания договора о размещении российских военнослужащих на авиабазе «Кант» в Чуйской области Киргизии. Согласно договору, Киргизия ежегодно получает безвозмездную военную помощь на 4,5 млн долларов. Она делится пополам между снаряжением и обучением. В 2003 году стране были переданы два вертолета Ми-17. В рамках других ежегодных отчислений киргизская армия получала партии стрелкового оружия, бронежилеты, очки ночного видения, амуницию, средства связи и военную форму.
В 2012 году в рамках двустороннего договора о расширении российского военного присутствия Москва предложила киргизам военную помощь на 1 млрд долларов. Список военной техники, предложенной на эту сумму, не был обнародован, но известны пожелания Киргизии. Местное МВД запросило 2 боевых вертолета, пять БТР, 44 грузовика и миниавтобуса, несколько сотен единиц стрелкового оружия и 40 тысяч комплектов полицейской униформы. Вооруженные силы страны хотят получить неуказанное количество БТР, пушек, минометов, переносных ЗРК, мотоциклов и средств спутниковой связи.
Таджикистан
Российское сотрудничество с Душанбе заключается в основном в поддержке своего военного присутствия, чем в поставках новых вооружений. Тем не менее в 2006 году таджикская армия получила два боевых вертолета Ми-24, а в 2007 году — четыре модернизированных учебных самолета Л-39.
Есть данные, что Москва может передать Таджикистану все старое оборудование 201-й российской военной базы. Речь идет о 160 танках Т-62 и Т-72, 160 БТР-70 и БТР-80 и 140 БМП-1, а также десятках гаубиц, переносных ЗРК и минометов. Точных сведений о дальнейшей судьбе этой техники пока нет.
В последнем соглашении о продлении аренды военной базы, ратифицированном таджикским парламентом в октябре 2013 года, говорится о 200 млн долларов военной помощи, в основном на системы ПВО и ремонт техники.