Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области средств массовой информации; устанавливает порядок сбора, подготовки и распространения массовой информации; определяет права, обязанности и ответственность субъектов, осуществляющих подготовку и распространение массовой информации, журналистов и органов, регулирующих их деятельность.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие средства массовой информации
1. Под средством массовой информации понимаются формы (печатное, вещательное, сетевое издания и иное) периодического распространения массовой информации, представляющей собой печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
К средствам массовой информации относятся также регулярные выпуски информационных агентств, других подобных организаций, направленные на осуществление информационной деятельности, независимо от формы распространения, количества выпускаемых экземпляров или каких-либо других критериев.
К средствам массовой информации не относятся официальный, технический и служебный документ, ценные бумаги.
2. К печатным изданиям относятся газета, журнал, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и периодичность один и более номеров (выпусков) в течение года.
Газета - периодическое издание из нескольких полос, информирующее об общественно-политических и социально-экономических событиях в стране и мире.
Журнал - периодическое, как правило, иллюстрированное издание (с обложкой), содержащее статьи или художественные произведения разных авторов и жанров.
Печатные издания различаются по территориальному признаку:
1) общенациональные, распространяемые на всей территории Туркменистана;
2) региональные, распространяемые, как правило, на территории одного велаята;
3) местные, распространяемые, как правило, на территории города, этрапа.
3. К вещательным изданиям относятся телеканал и радиоканал, телепрограмма и радиопрограмма, предназначенные для индивидуального приёма неограниченным кругом лиц с использованием эфирного (радиочастотного), спутникового или кабельного вещания.
Под телеканалом, радиоканалом понимается совокупность телепрограмм, радиопрограмм, сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в эфир под постоянным названием и с установленной периодичностью.
Телепрограмма - совокупность отдельных, самостоятельных с точки зрения их содержания, структуры и времени трансляции звуковых, аудиовизуальных произведений (передачи, фильмы, реклама, анонсы, трансляции различных мероприятий и другое), которая периодически передается обществу с помощью профессиональных специализированных телевизионных технических средств, имеет постоянное название и выходит в эфир не реже одного раза в год.
Радиопрограмма - совокупность отдельных, самостоятельных с точки зрения их содержания, структуры и времени трансляции аудиопроизведений (передачи, реклама, анонсы, трансляции различных мероприятий и другое), которая периодически передается обществу с помощью профессиональных специализированных радиотехнических средств, имеет постоянное название и выходит в эфир не реже одного раза в год.
Телепередача или радиопередача - подготовленная и предназначенная для телерадиовещания совокупность сообщений и материалов, являющаяся отдельной, законченной в организационном, творческом и тематическом отношении частью телепрограммы или радиопрограммы.
Телерадиовещание представляет собой распространение вещателем телеканала и/или радиоканала в составе соответственно телепрограмм и/или радиопрограмм.
Вещателем является субъект, обладающий соответствующей лицензией, который создает (комплектует и/или пакетирует) телевизионные либо радиопрограммы и передачи и осуществляет первичное распространение программ для публичного приёма.
4. Сетевое издание - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации (Интернет-СМИ). Правовое регулирование создания и деятельности Интернет-СМИ осуществляется настоящим Законом и законодательством Туркменистана в области регулирования Интернет-услуг.
5. Продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания; отдельный выпуск телеканала, радиоканала, телепрограммы, радиопрограммы; отдельный выпуск либо обновление сетевого издания.
Распространение продукции средства массовой информации осуществляется путём продажи (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, трансляции телеканала, радиоканала (вещание), предоставления доступа к сетевому изданию.
6. К субъектам, осуществляющим подготовку и распространение массовой информации, относятся учредитель, редакция, издатель и распространитель.
Статья 2. Законодательство Туркменистана о средствах массовой информации
1. Законодательство Туркменистана о средствах массовой информации основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих вопросы создания, функционирования и распространения средств массовой информации.
2. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия закона
Настоящий Закон распространяется на средства массовой информации, учреждаемые юридическими и физическими лицами Туркменистана, а также на средства массовой информации иностранных государств (далее - иностранные средства массовой информации) в части распространения их продукции на территории Туркменистана.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 4. Принципы государственной политики в отношении средств массовой информации
1. Принципами государственной политики Туркменистана в области свободы массовой информации являются:
- средства массовой информации в Туркменистане свободны. Государство гарантирует свободу средств массовой информации в выражении мнения. Никто не может запретить или препятствовать средствам массовой информации распространять информацию, представляющую общественный интерес, иначе как в соответствии с законом;
- граждане Туркменистана имеют право использования любых форм средств массовой информации для выражения мнений и убеждений, поиска, получения и распространения информации;
- граждане Туркменистана имеют право на получение через средства массовой информации сведений о деятельности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц;
- свобода собирать, получать и распространять информацию не может быть ограничена иначе как в соответствии с законом, если это необходимо для защиты конституционного строя, здоровья, чести и достоинства, частной жизни граждан, общественного порядка;
- учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, а также доступ к информационно-коммуникационным технологиям и свобода их использования не ограничиваются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
- создание равных правовых и экономических условий для обеспечения честной конкуренции субъектов, осуществляющих подготовку и распространение массовой информации;
- обеспечение контроля со стороны государственных органов и органов общественных объединений в целях обеспечения плюрализма и честной конкуренции в области массовой информации, предотвращения злоупотреблений доминирующим положением среди субъектов, осуществляющих подготовку и распространение массовой информации;
- подготовка и распространение в Туркменистане средств массовой информации на государственном и других языках;
- право юридических и физических лиц требовать от редакции средства массовой информации опровержения опубликованных сведений, не соответствующих действительности и унижающих честь и достоинство физического лица или наносящих вред деловой репутации юридического лица;
- право средства массовой информации на государственную поддержку своей деятельности;
- беспрепятственный доступ граждан Туркменистана к сообщениям и материалам иностранных средств массовой информации;
- осуществление международного сотрудничества в области массовой информации в соответствии с международными договорами Туркменистана.
2. Государственная политика Туркменистана в области недопустимости цензуры и вмешательства в деятельность средств массовой информации основывается на принципах запрета:
- цензуры средства массовой информации, то есть необоснованного искажения руководством средства массовой информации журналистского материала, требования от редакции средства массовой информации предварительного согласования сообщений и материалов или наложения запрета на их распространение со стороны государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений, должностных лиц, за исключением случаев, установленных законодательством Туркменистана;
- создания органов или должностей для предварительного контроля информации, подлежащей распространению средствами массовой информации;
- оказания влияния на субъекты, осуществляющие подготовку и распространение массовой информации, и журналиста с целью принуждения их неправильно и предвзято представлять информацию в средствах массовой информации;
- вмешательства в деятельность средств массовой информации иначе как в случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана;
- ограничения в гражданском обороте оборудования и материалов, необходимых для распространения массовой информации;
- воспрепятствования со стороны должностных лиц государственных органов и общественных объединений законной профессиональной деятельности журналистов, принуждения журналистов к распространению либо отказу от распространения информации;
- ущемления свободы средств массовой информации, то есть воспрепятствования в какой бы то ни было форме их законной деятельности.
3. Государственная политика Туркменистана в области недопустимости злоупотребления свободой массовой информации основывается на принципах запрета:
- монополизации средств массовой информации юридическими и физическими лицами;
- использования средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, призыва к насильственному изменению конституционного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространения порнографии и иных деяний, влекущих ответственность в соответствии с законодательством Туркменистана;
- использования средств массовой информации для произвольного вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинство;
- использования в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье;
- распространения в средствах массовой информации сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;
- злоупотребления свободой слова, распространения не соответствующих действительности сведений, унижающих честь и достоинство физического лица или наносящих вред деловой репутации юридического лица, воздействия журналистов на суд.
Статья 5. Государственная поддержка средств массовой информации
Государственная поддержка средств массовой информации осуществляется в целях:
обеспечения свободного и широкого распространения средств массовой информации;
гарантирования плюрализма и независимости средств массовой информации;
развития новых информационно-коммуникационных технологий в подготовке и распространении массовой информации;
создания равных правовых и экономических условий для конкуренции средств массовой информации;
становления средства массовой информации и развития его инфраструктуры посредством выделения средств из Государственного бюджета Туркменистана и (или) установления налоговых льгот;
создания иных условий эффективного функционирования средств массовой информации, предусмотренных законодательством Туркменистана.
Статья 6. Уполномоченные государственные органы регулирования в области средств массовой информации
1. Государственную политику в сфере массовой информации осуществляют Кабинет Министров Туркменистана, а также уполномоченные государственные органы, в ведении которых находятся вопросы деятельности средств массовой информации.
2. К уполномоченным государственным органам в области средств массовой информации относятся:
уполномоченный государственный орган, осуществляющий регулирование деятельности печатных средств массовой информации;
уполномоченный орган государственного управления по телевидению, радиовещанию и кинематографии;
в части, связанной с деятельностью по распространению средств массовой информации:
уполномоченный орган государственного управления в области связи;
уполномоченный государственный орган, осуществляющий регулирование в сфере развития и использования Интернет-услуг.
3. Полномочия Кабинета Министров Туркменистана:
- обеспечение исполнения Конституции Туркменистана, настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Туркменистана и международных договоров в сфере массовой информации;
- определение государственной политики в области средств массовой информации и контроль за её осуществлением;
- обеспечение реализации и защиты конституционного права граждан на свободу информации;
- осуществление нормативно-правового регулирования деятельности уполномоченных органов государственного управления в области средств массовой информации;
- содействие развитию средств массовой информации на основе международных стандартов и опыта, истории и менталитета туркменского народа и принципов рыночной экономики;
- разработка, принятие и обеспечение исполнения целевых программ развития и совершенствования системы средств массовой информации;
- организация государственной поддержки субъектов, осуществляющих подготовку и распространение массовой информации;
- обеспечение сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в области средств массовой информации.
4. Компетенция уполномоченных государственных органов в области средств массовой информации, указанных в части 2 настоящей статьи, определяется положениями о них, утверждаемыми Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 7. Саморегулирование
В целях повышения профессионального уровня журналистов, обеспечения достоверности и беспристрастности предоставляемой обществу информации журналисты могут осуществлять систему саморегулирования в сфере средств массовой информации, предусматривающую принятие на добровольной основе профессиональных этических стандартов и самостоятельное формирование редакционного устава или положения (далее – Устав редакции), программы деятельности и других документов, регулирующих внутренние отношения, связанные с подготовкой и выпуском массовой информации, а также создание редакционных и других советов.
ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 8. Право на учреждение средства массовой информации
1. Право на учреждение средства массовой информации принадлежит:
1) органам государственной власти и управления;
2) органам местной исполнительной власти и местного самоуправления;
3) политическим партиям и иным общественным объединениям, действующим в рамках Конституции и законов Туркменистана;
4) иным юридическим лицам;
5) гражданам Туркменистана, достигшим возраста восемнадцати лет, или их объединениям.
2. Основанием для учреждения средств массовой информации является:
1) решение Кабинета Министров Туркменистана или иного государственного органа, принятое в соответствии с его компетенцией, - для органов государственной власти и управления;
2) решение, принятое в соответствии с законодательством Туркменистана, - для органов местной исполнительной власти и местного самоуправления;
3) решение, принятое согласно уставу (положению), - для политических партий и общественных объединений;
4) решение, принятое согласно уставу (положению), - для юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Туркменистана.
5) решение гражданина или объединения граждан, выступающего в качестве учредителя или соучредителей негосударственного предприятия (редакции) по подготовке и публичному распространению массовой информации.
3. Средства массовой информации представляют их редакции.
Редакция может быть как самостоятельным юридическим лицом, так и подразделением, входящим в структуру учредителя, который согласно уставу (положению) является юридическим лицом и имеет в числе направлений своей деятельности подготовку и распространение массовой информации.
Статья 9. Государственная регистрация средства массовой информации
1. Государственная регистрация средств массовой информации, учреждённых в соответствии с пунктами 1 – 2 части 2 статьи 8 настоящего Закона (государственные средства массовой информации), осуществляется в соответствии с настоящим Законом и порядком, определяемым положениями о них, утверждаемыми Кабинетом Министров Туркменистана.
2. Государственная регистрация средств массовой информации, учреждённых в соответствии с пунктами 3 – 5 части 2 статьи 8 настоящего Закона, осуществляется путём регистрации редакции как юридического лица в соответствии с настоящим Законом и законодательством Туркменистана о государственной регистрации юридических лиц.
3. Государственная регистрация средства массовой информации служит целям:
1) подтверждения права публичного распространения массовой информации, основанного на соответствии принципам, изложенным в статье 4 настоящего Закона;
2) установления лица, ответственного за содержание средства массовой информации;
3) статистического учёта и анализа информированности общества на основе показателей объёма и периодичности выпуска, охвата по территории, отраслевой и жанровой направленности, а также по формам периодического распространения и источникам финансирования.
4. Государственная регистрация средства массовой информации предусматривает внесение данных в Единый государственный реестр юридических лиц, необходимых для статистического и налогового учёта, выполнения других требований законодательства Туркменистана.
5. Для государственной регистрации средства массовой информации учредитель или уполномоченное им лицо обращается в уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами регистрации юридических лиц, с представлением документов, перечень которых определяется законодательством Туркменистана.
Уполномоченный государственный орган рассматривает представленные документы и принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации средства массовой информации.
6. При условии соответствия представленных документов требованиям части 3 настоящей статьи указанный уполномоченный государственный орган принимает решение о внесении средства массовой информации (редакции) в Единый государственный реестр юридических лиц.
Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и свидетельство, удостоверяющие факт государственной регистрации, выдаются учредителю средства массовой информации или уполномоченному им лицу.
7. Право приступить к выпуску средства массовой информации сохраняется в течение одного года со дня получения свидетельства. В случае пропуска этого срока свидетельство о государственной регистрации считается утратившим силу.
8. Зарегистрированное средство массовой информации не может быть повторно зарегистрировано в том же или ином регистрирующем органе.
В случае установления судом факта повторной регистрации законной признается первая по дате регистрация.
9. Зарегистрированное средство массовой информации при смене учредителя или изменении состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения подлежит перерегистрации.
При изменении местонахождения редакции, периодичности и объёма выпуска средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.
О других изменениях в показателях деятельности зарегистрированного средства массовой информации учредитель или уполномоченное им лицо информирует уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами регистрации юридических лиц.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, как и их регистрация.
10. Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, не допускается.
Статья 10. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации
1. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации возможен по следующим основаниям:
1) документы поданы от имени учредителя, не обладающего правом на учреждение средства массовой информации в соответствии со статьёй 8 настоящего Закона;
2) документы от имени учредителя поданы лицом, не имеющим на то полномочий;
3) деятельность, указанная в учредительных документах, не соответствует принципам государственной политики в отношении средств массовой информации, указанным в статье 4 настоящего Закона;
4) в документах указаны сведения, не соответствующие действительности;
5) регистрирующим органом ранее выдано свидетельство средству массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации;
6) не уплачен регистрационный сбор.
2. Отказ в государственной регистрации направляется учредителю в письменной форме с указанием оснований отказа.
3. При условии устранения оснований, вызвавших отказ, документы могут быть приняты к рассмотрению в соответствии со статьёй 9 настоящего Закона.
Статья 11. Распространение информации без государственной регистрации
1. Право на публичное распространение информации без государственной регистрации имеют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, учреждающие средства массовой информации исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных правовых и иных актов.
2. Предприятия, организации, образовательные и научные учреждения вправе создавать и распространять необходимые для их деятельности информационные материалы и документацию без государственной регистрации.
3. Не требует государственной регистрации деятельность по изготовлению с помощью технических средств печатной, аудио- и аудиовизуальной продукции, не предназначенной для публичного распространения.
Статья 12. Признание свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации недействительным
1. Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным судом по заявлению регистрирующего органа, если:
1) свидетельство о государственной регистрации получено обманным путём;
2) средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;
3) имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.
2. При признании свидетельства о государственной регистрации недействительным регистрационный сбор возврату не подлежит.
Статья 13. Прекращение или приостановление деятельности средства массовой информации
1. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена по решению учредителя либо судом по иску уполномоченного государственного органа, в ведении которого находятся вопросы государственной регистрации юридических лиц.
2. Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренными Уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
3. Деятельность средства массовой информации может быть приостановлена по решению суда на основании представления уполномоченным государственным органом, ведающим вопросами государственной регистрации юридических лиц, данных, свидетельствующих о несоответствии его деятельности положениям статьи 4 настоящего Закона. При исправлении выявленных несоответствий, установленных уполномоченным государственным органом, ведающим вопросами государственной регистрации юридических лиц, деятельность средства массовой информации по решению суда может быть возобновлена.
4. Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего Закона, по поводу которых уполномоченным государственным органом, ведающим вопросами государственной регистрации юридических лиц, делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.
5. Прекращение деятельности средства массовой информации влечёт за собой признание недействительными свидетельства о его государственной регистрации и Устава редакции.
Статья 14. Порядок обжалования отказа в государственной регистрации средства массовой информации, решения о прекращении или приостановлении его деятельности
1. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации, а также решение суда о прекращении или приостановлении деятельности средства массовой информации могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
2. Признание противоречащим закону отказа в государственной регистрации средства массовой информации либо решения суда о прекращении или приостановлении его деятельности влечёт отмену обжалуемых решений. Отмена решения о прекращении или приостановлении деятельности средства массовой информации влечёт в соответствии с законодательством Туркменистана возмещение убытков, понесённых субъектами, осуществляющими подготовку и распространение массовой информации.
ГЛАВА IV. УЧРЕДИТЕЛЬ, РЕДАКЦИЯ И ИЗДАТЕЛЬ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 15. Учредитель средства массовой информации
1. Учредитель средства массовой информации – юридическое или физическое лицо, которое от своего имени распространяет средство массовой информации.
Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть юридическое или физическое лицо, указанное в части 1 статьи 8 настоящего Закона.
Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.
2. Учредитель определяет цели и задачи деятельности средства массовой информации.
Учредитель утверждает Устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
3. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, Уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
4. Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя его права и обязанности в полном объёме переходят к редакции, если иное не предусмотрено Уставом редакции.
5. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Статья 16. Редакция средства массовой информации
1. Редакция средства массовой информации действует на основании Устава редакции.
Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
2. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит государственной регистрации в соответствии с законодательством Туркменистана о предприятиях и предпринимательской деятельности и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещённую законом деятельность.
3. Редакцией руководит главный редактор (в зависимости от формы средства массовой информации наименование должности может быть другое), который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, Устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).
Главный редактор назначается и освобождается учредителем средства массовой информации либо избирается и освобождается в порядке, предусмотренном Уставом редакции.
Главный редактор руководит работой редакции средства массовой информации, представляет её в отношениях с учредителем, издателем, авторами, государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также в суде.
Главный редактор несёт ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Туркменистана.
4. В редакции в порядке, предусмотренном Уставом редакции, может быть образована редакционная коллегия. Председателем редакционной коллегии является главный редактор.
5. Редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции средства массовой информации выполняет журналист, под которым понимается лицо, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию.
6. Условия и порядок предоставления средствам массовой информации государственной поддержки определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.
Статья 17. Устав редакции средства массовой информации
1. Устав редакции регулирует отношения учредителя, главного редактора и редакции, полномочия коллектива журналистов.
Устав редакции должен соответствовать настоящему Закону.
2. Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов, являющихся штатными сотрудниками редакции, большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
3. В Уставе редакции определяются:
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов, являющихся штатными сотрудниками редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
5) передача и (или) сохранение права на название, иные правовые последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения её организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения Устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Туркменистана.
4. До утверждения Устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, её отношения с учредителем, включая вопросы, перечисленные в пунктах 1 - 5 части 3 настоящей статьи, могут определяться заменяющим Устав редакции договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
5. Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае Устав редакции должен соответствовать также законодательству Туркменистана о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Статья 18. Издатель средства массовой информации
1. Производство продукции печатных средств массовой информации осуществляется издателем, под которым понимается юридическое или физическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, или для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
Издателем средства массовой информации могут выступать его учредитель или редакция.
2. Издатель осуществляет свои права и обязанности на основе настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Туркменистана.
Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.
Статья 19. Возникновение прав и обязанностей
1. Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента государственной регистрации средства массовой информации, а предусмотренные Уставом редакции - с момента его утверждения.
2. Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и правовые последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.
Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.
3. Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, в том числе порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, а также обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий труда сотрудников редакции.
4. Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.
5. Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры между собой, а также с распространителем.
6. Положения Устава редакции и договоров должны соответствовать настоящему Закону и иным нормативным правовым актам Туркменистана.
ГЛАВА V. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 20. Порядок распространения продукции печатных средств массовой информации
1. Распространение продукции печатных средств массовой информации производится распространителем, под которым понимается лицо, действующее по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Распространение продукции печатного средства массовой информации может осуществляться издателем непосредственно либо на договорных или иных законных основаниях с предприятиями связи, другими организациями, а также гражданами.
2. Распространение каждого отдельного выпуска продукции печатного средства массовой информации допускается только после того как главным редактором или лицом, его замещающим, дано разрешение на выход в свет.
Тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. 3. Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции печатного средства массовой информации, в том числе путём изъятия тиража или его части, допускается не иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда.
4. Распространение продукции печатного средства массовой информации считается коммерческим, если за неё взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.
5. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, допускается не иначе как с согласия указанных лиц.
6. В случае нарушения редакцией и издателем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана, распространение продукции печатного средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.
7. Подготовленные за границей печатные средства массовой информации разрешается распространять в Туркменистане, если их содержание не противоречит положениям настоящего Закона, законодательству и международным договорам Туркменистана.
Статья 21. Выходные данные средства массовой информации
1. Распространение продукции средств массовой информации без указания выходных данных запрещается.
2. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать:
1) название издания;
2) фамилию, имя, отчество (наименование) учредителя (соучредителей);
3) фамилию, инициалы главного редактора;
4) порядковый номер выпуска и дату его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6) тираж;
7) цену либо пометку «Свободная цена», либо пометку «Бесплатно»;
8) адреса редакции, издателя, типографии;
9) регистрационный номер.
3. При каждом выходе радиоканала, радиопрограммы и телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании - не реже четырёх раз в сутки редакция обязана объявлять название канала, программы.
При каждом выходе телеканала в эфир в левом нижнем углу экрана идёт непрерывный показ её индивидуального логотипа.
4. Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать:
1) название программы;
2) дату выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
3) фамилию, инициалы главного редактора;
4) тираж;
5) адрес редакции;
6) цену либо пометку «Свободная цена», либо пометку «Бесплатно».
5. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием.
6. Средство массовой информации в выходных данных указывает (исключение составляет часть 3 настоящей статьи) также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
Статья 22. Обязательные сообщения
1. Редакция обязана опубликовать (выпускать в эфир) бесплатно и в предписанный срок:
- вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;
- поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
2. Государственные средства массовой информации обязаны публиковать (передавать в эфир) сообщения и материалы органов государственной власти и управления Туркменистана в порядке, установленном Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 23. Обязательные экземпляры печатных средств массовой информации
К обязательным экземплярам печатных средств массовой информации относятся экземпляры, которые бесплатно направляются в органы государственной власти и управления, а также в другие учреждения и организации в порядке, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 24. Хранение обнародованной информации
Субъект, осуществляющий подготовку публичной информации, обязан хранить экземпляры печатного издания не менее одного года с того дня, когда информация была распространена.
Статья 25. Лицензирование деятельности, связанной с телерадиовещанием
Деятельность, связанная с телерадиовещанием, подлежит лицензированию в соответствии с Законом Туркменистана «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.
Статья 26. Искусственные помехи
1. Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приёму телеканала и радиоканала, радио- и телепрограмм, то есть распространению радио- и теле- и иных технических сигналов в полосе частот, на которых осуществляется вещание по лицензии, влечёт ответственность, установленную законодательством Туркменистана.
2. Индустриальные помехи, то есть искусственные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности, подлежат устранению за счёт лиц, в собственности (ведении) которых находятся источники этих помех.
Статья 27. Хранение материалов радио- и телепередач
1. В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакции радио- и телепрограмм обязаны:
сохранять аудио- и аудиовизуальные материалы всех радио- и телепередач, вышедших в эфир;
фиксировать вышедшие в эфир радио- и телепередачи в регистрационном журнале, в котором указываются дата и время выхода в эфир, тема и краткое содержание, продолжительность, её автор и редактор, ведущий и участники.
2. Сроки хранения:
материалов радио- и телепередач - до одного месяца со дня выхода в эфир;
регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нём.
Статья 28. Общие требования к рекламе и её распространению в средствах массовой информации
1. Реклама в средствах массовой информации представляет собой информацию, адресованную неопределённому кругу лиц, связанную с предпринимательской или профессиональной деятельностью лица, целью которой является содействие популярности товаров или услуг лица или спросу на них, методы и средства распространения которой определяются формой соответствующего средства массовой информации.
2. Реклама в средствах массовой информации должна быть легко распознаваемой и отделяться от редакционного содержания аудио- и (или) визуальными средствами. Скрытая реклама не допускается.
3. Реклама в средствах массовой информации не должна:
1) содержать информацию, не соответствующую действительности;
2) унижать человеческое достоинство;
3) вводить потребителя в заблуждение;
4) содержать какую-либо дискриминацию по признакам расы, пола или национальности, оскорблять религиозные чувства;
5) поощрять противоправное или антиобщественное поведение;
6) содержать сцены насилия или жестокости;
7) оказывать негативное воздействие на физическое, умственное или нравственное развитие несовершеннолетних;
8) являться актом недобросовестной конкуренции;
9) использовать технологии, воздействующие на подсознание.
4. В средствах массовой информации не допускаются:
- реклама табачных изделий и алкогольных напитков;
- реклама медицинских товаров и методов лечения, доступных по назначению врача, за исключением рекламы в специализированных медицинских печатных средствах массовой информации;
- размещение рекламы в новостных теле- и радиопередачах;
- размещение рекламы в теле- и радиопередачах для детей;
- размещение торговых марок, а также упоминание товаров и услуг за плату или иное вознаграждение в теле- и радиопередачах.
5. Телерадиовещание распространяет рекламу в форме отдельных рекламных блоков.
При осуществлении телерадиовещания должны соблюдаться требования к продолжительности рекламы:
- общая продолжительность рекламы не должна превышать 20 процентов от суточного объёма эфирного времени;
- продолжительность рекламы не может превышать 20 процентов в течение одного астрономического часа эфирного времени.
6. Спонсируемые теле- и радиопередачи в начале, середине и в конце содержат указание на спонсора путём упоминания его наименования, товарного знака, сообщения о его товарах или услугах. Прямое поощрение приобретения или получения в прокат товаров или услуг спонсора в спонсируемой им теле- и радиопередаче не допускается.
Спонсор не вправе оказывать влияние на содержание спонсируемых теле-, радиопередач или время их распространения.
Спонсорство новостных теле-, радиопередач не допускается.
Спонсорами теле-, радиопередач не могут являться лица, основной деятельностью которых является производство и (или) продажа табачных изделий и алкогольных напитков.
Статья 29. Запреты и особые случаи распространения средств массовой информации
Запреты и особые случаи распространения средств массовой информации могут быть установлены настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Туркменистана.
|