Что делает Узбекистан такой уникальной страной? Несомненно, его культурные сокровища, где музыка занимает видное место. Узбекистан, перекресток мифического Шелкового пути, создал свою уникальную идентичность благодаря турбулентности своей истории. От империи Александра Македонского до империи царей, через Чингисхана и Тамерлана, эта земля, расположенная в самом сердце Центральной Азии, видела самые обширные империи, которые когда-либо проходила история, расцветали и исчезали. Славное прошлое, осязаемое и сегодня. Он – сердцевина этой узбекской магии, завораживающей современного путешественника под мелодии танбура и сато или ритмы шашмакома. Живое наследие, которое становится все более ярким по мере того, как страна, кажется, заново открывает и прославляет его своей открытостью для туризма.
Традиционная музыка
Музыкальная история Узбекистана такая же длинная, как и гриф дотара, фирменной лютни страны. Одним из первых заметных эпизодов является появление в конце XVI века шашмакома. Общий для Узбекистана и Таджикистана, состоящий из элементов, похожих на традиционную персидскую музыку, шашмаком представляет собой репертуар примерно из 250 инструментальных и вокальных произведений. Все они основаны на макоме (шашмаком означает «шесть макомов»), организации мелодической гаммы, отличной от нашей гаммы, и артикулированной вокруг атмосфер или чувств. Исполняется сольно или группой певцов, шашмаком сопровождается ансамблем характерных для страны инструментов — дотар и танбур -лютни, сато -скрипки или гиджак, рамочные барабаны и флейты — и включает в себя интермедии разговорной суфийской поэзии, газели, общие для всех стран восточных мусульман. Тургун Алиматов (1922-2008), деятель узбекской музыки и гроссмейстер танбура, дотара и сато, за свою карьеру виртуозно исполнил множество шашмакомов.
Музыканты, поэты, певцы — и фактически эквивалент барда — бахчи по- прежнему занимают свое место в традиционном узбекском музыкальном ландшафте. Эти певцы стихов являются проводниками великих эпических легенд Центральной Азии. Они передаются из поколения в поколение и рассказывают не только истории, но и, прежде всего, традиции, основополагающие мифы, местную или национальную славу, что позволяет им оставаться в памяти век за веком. Они поются и сопровождаются маленькой двухструнной гитарой для мелодии и бубном для ритма.
Несмотря на то, что в советское время ее популярность пошла на убыль – ее особенно запретили на радио – узбекская народная музыка пережила всплеск интереса после падения стены, и теперь ее можно много услышать по телевидению, радио и иногда на сцене. Чтобы найти его наверняка, некоторые рестораны в Ташкенте предлагают его почти ежедневно.
Современная и популярная музыка
Современная популярная узбекская музыка во многом находится под влиянием зефирной поп-музыки из России. Большинство хитов оттуда. Местные музыкальные каналы транслируют его по кругу с множеством клипов, где русалки ковыляют в бикини, а славянские и мускулистые бойз-бэнды исполняют банальную хореографию. Словом, русская поп-музыка повсюду, и узбекские аналоги подражают ее эстетике. Это случай с местными мегазвездами Согдианой Федоринской, Лолой Юлдашевой или Райхон. Другие пытаются навести мосты между узбекской классической музыкой и поп-музыкой, как Севара Назархан. Но звезда среди звезд, безусловно, Юлдуз Усмонова. Обожаемая или ненавидимая, вся страна имеет о ней мнение и страстно следит за ее выходками. Её музыка представляет собой сочетание традиционной музыки и поп- или техно-ритмов, увенчанное символическим голосом. Ее история — история сказочной принцессы: она родилась в очень бедной семье в Намангане и создала себе дурную репутацию, приехав незамужней в Ташкент, чтобы начать свою карьеру. Ее успех позволил всем быстро забыть об этом проступке; теперь она замужем за богатым узбеком и поддерживает прекрасные отношения.
Но, много и других исполнителей, к примеру, творчество oybek nigora, находит отклик среди слушателей.
Следует отметить, что рэп, пришедший из России, пользуется все большей популярностью у узбекской публики, чуть меньше у властей, которые, резко выступая против этой формы протестного выражения, остановили всякое национальное развитие жанра. Шохру, пожалуй, самый активный (и слушаемый) хип-хоп исполнитель в стране.
Классическая музыка
Зная традиции научной музыки, очень отличающиеся от наших, классической музыки, по нашему мнению, в Узбекистане относительно немного. При этом по инициативе Президента Каримова Национальная консерватория– и его три концертных зала, посвященных классической музыке – родились в начале 2000-х. Определенно место, где можно услышать все, что Узбекистан делает лучше всего в этой области. И в стране также есть некоторые чудеса, о которых важно упомянуть. Следуя по стопам великого пианиста Ефима Бронфмана (ныне гражданина Израиля), молодой виртуоз Бехзод Абдураимов (1990 г.р.) очаровывает своей волшебной игрой публику по всему миру. Не менее ослепительный молодой дирижер Азиз Шохакимов, дирижирующий Филармоническим оркестром Текфен в Стамбуле, поражает своим пылом и считается одним из ведущих дирижеров мира с большим будущим. Не особенно известный своими лирическими голосами, в стране все же есть специальное место, Опера Алишера Навои, где можно посещать оперы и балеты.
Танец
Традиционные узбекские танцы всегда рассказывают историю, раскрываемую выразительностью движений и ритмов. В Узбекистане существуют три основные танцевальные школы, каждая из которых принадлежит региону, одному из бывших ханств: танцы Хорезма, Бухары и Ферганской долины. Последние являются классическими и излучают большую сладострастность, с их плавными движениями и кривыми линиями. Бухарские танцы больше прославляют женственность и играют на обаянии и чарах посредством медленных и точных жестов. Эти танцы также являются напоминанием о том, что именно танцоры Бухарского края развлекали императора Тамерлана. Они должны были приобрести изящество, стиль и элегантность. Наконец, более резкие, зажигательные и стремительные хорезмийские танцы излучают большую живость.
У танцоров на запястьях и лодыжках браслеты из маленьких колокольчиков, которые подчеркивают движения и напоминают о временах, когда женщинам не разрешалось танцевать. При поимке им безжалостно ломали руки и ноги. Традиционная танцевальная одежда была продиктована как историей, так и климатом. Холод бухарской пустыни объясняет, почему танцовщицы одеты там теплее, чем где бы то ни было, а жара Хорезма наложила хлопчатобумажные платья. Платье и головной убор систематически позволяют дифференцировать происхождение танцоров.
Национальный ансамбль «Бахор» (Весна) — крупнейший узбекский ансамбль классического танца. Если у вас нет возможности встретить ее на сцене, Ташкент предлагает другие возможности посетить представления народных танцев. Так обстоит дело с театром Эль-Мероси, где регулярно проводится шоу, которое нельзя пропустить. С захватывающей дух коллекцией исторических костюмов место представляет их через парады, перемежающиеся танцами. Каждый вечер во время ужина в ресторане Sarbon Appetit вы можете посмотреть танцевальные представления
|