Сосредоточенная на монгольских, персидских, турецких и арабских влияниях, узбекская музыка блестяще кристаллизует многочисленные компоненты Центральной Азии...
В конце 16 века Бухара стала столицей и городом-космополитом, где развивалось утонченное придворное искусство - шашмакам. Этот термин буквально обозначает «шесть макамов» и состоит из спетой оркестровой сюиты, составленной в разных ладах, подобно азербайджанскому мугаму и уйгурскому мукаму.
После инструментальной прелюдии солист или небольшая группа исполнителей поют классические суфийские стихи. Монаджат Юлчиева – самая известная исполнительница шашмакама, Тургун Алиматов играет инструментальные макамы на дутаре или танбуре (лютне).
В разных этносах и регионах Узбекистана также развивалась различная популярная музыка. Любое событие (женитьба, рождение ребенка,...) - это повод для исполнителей, семейного обряда. В районе Бухары и Самарканда игру оживляют профессиональные музыканты и танцоры, которые группируются в созанда (халпа в Хорезме и в районе Ташкента и Ферганы, отин-ой). В Хорезме также существует давняя традиция устной литературы.
Немногие музыкальные исследования отводят классической музыке бывших советских республик Средней Азии то место, которого она заслуживает. Эти регионы развили уникальную и очень привлекательную традицию, основанную на многовековом совершенствовании и влиянии. Различные традиционные модели современного Узбекистана и Таджикистана тесно сосуществуют, несмотря на многовековую вражду между двумя странами (согласно узбекской пословице, «когда таджик говорит правду, у него должно сильно болеть живот»).
Влияния
Музыка этого региона, находящегося под сильным влиянием Турции и Ирана, тем не менее сохраняет свои особенности. Помимо классических традиций густонаселенной долины Амударьи (Окса), в этом обширном регионе, простирающемся от Ирана до Китая, есть несколько других, относительно неизвестных. И когда мы приближаемся к народной музыке, стили незаметно меняются, вызывая ассоциации с соседними регионами, такими как Афганистан или Западный Китай.
Действительно, Центральная Азия долгое время находилась и на перекрестке, и в центре империй, то турецких, то иранских, монгольских или арабских. Здесь хорошо известны подвиги Александра Македонского, как и Дария Персидского. И Шелковый путь благоприятствовал обмену с разными странами.
Сохранившееся наследие
Таким образом, узбекская научная музыка является своего рода концентратом монгольских, персидских, турецких и арабских влияний... которые пережили социалистический реализм! Потому что после исламизации в VIII веке, а затем подчинения царской империи Кавказский Узбекистан стал советской республикой.
Как и в других «меньшинствах» государств бывшего СССР, здесь восточным инструментам предпочитали фортепиано. Традиционная музыка, конечно, преподавалась в консерваториях, но там она фольклоризировалась и переделывалась по эстетическим канонам, действовавшим среди «товарищей»…
К счастью, в семейных торжествах, свадьбах или обрезаниях увековечены не только классические традиции мугама, основу которых составляют поэмы XII века, но и сельская музыка трубадуров-асиков, наследников пре- Исламского Ирана.
Искусство мугама
Слово «мугама» происходит от арабского слова «макам», которое сначала обозначало официальное место встречи, где халифам и другим важным арабским личностям рассказывались истории, где читалась проза в стихах, а позже также звучала музыка. Для каждой встречи необходимо было согласовать подходящий, тщательно выбранный «режим», также называемый макамом. Эта связь объясняет двойное значение слова, особенно в Средней Азии.
В мугаме сначала указывается способ, в котором будет исполняться музыка. Эти лады называются чахарга, раст, сега, махур. В то же время мугам обозначает и общую реализацию музыкального произведения на вокально-инструментальном уровне. Хананде (певец) сопровождается ручным бубном, дафом, а сазанде (ансамбль) обычно состоит из тар-лютни и скрипки кяманче. Хотя дирижирует певец, между инструменталистами всегда происходит взаимодействие, особенно в импровизированных партиях. Либо тар и кяманче имитируют мелодическую линию певца, либо дают новую строчку в песне.
Мугам имеет глубокие корни, пользуется большой популярностью и уважением у всех народов Средней Азии, однако его не следует путать с традицией ашуков. Музыка классического мугама носит городской характер, и, несмотря на свою популярность у широкой аудитории, это музыка, которая нравится образованной публике и ценителям. Возможно, именно из-за ее буржуазного характера она не была особенно оценена в Советском Союзе, отдававшим приоритет инструментальной музыке. Строки поэтов-классиков, таких как Физули, Хакани или Низами, над которыми импровизирует певец мугама в разгар мугамного цикла, вызывали особое неодобрение или, скорее, выслушивались с отвращением.
С его различными компонентами, такими как бардашт, свободная импровизация тариста и певца, ренг, фиксированная инструментальная мелодия и тасниф, популярная песня, мугам представляет собой завершенное инструментальное произведение и требует, чтобы его оценили как таковое, эмоции участия публики.
Алим Гасымов, величайший исполнитель мугама современности, так описывает этот процесс глазами музыканта: «В мугаме ты сидишь – сначала без видимой причины. Начинаешь играть и приходишь в состояние глубокого волнения: чтобы достичь этого уровня, все органы вступают в игру».
Стоит дополнить, что развитие современных технологий порождают интересные эксперименты среди современных узбекских исполнителей эстрады. Слушая современного исполнителя в лице Xamdam Sobirov, волей ощущается влияние традиций несмотря на современные оранжеровки.
ИСТОРИЯ
Узбекистан и его прошлое
Пять ныне независимых республик, образующих Среднюю Азию (все еще с востока на запад), Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, долгое время находились под советским контролем. Однако, несмотря на русификацию (вестернизацию), которой им пришлось подвергнуться, они сохранили большую часть своих музыкальных характеристик.
При этом у советского режима были недостатки не только в музыкальном плане: перед консерваториями, созданными русскими, стояла и задача обучения традиционной музыке, пусть даже часто застывшей, «фольклоризированной».
Долгое время Центральная Азия была культурным перекрестком. Этот регион сегодня свидетельствует о том, что было время, когда музыкальные влияния не ограничивались областями «нации». Среднюю Азию можно рассматривать как результат сочетания крайних восточных (Китай) и западных (арабо-иранская традиция) влияний. Пентатоническая структура, встречающаяся в определенной среднеазиатской музыке, а также в таких инструментах, как чанг, происходит от первого. С другой стороны, большинство других инструментов и, прежде всего, модальная структура свидетельствуют об арабо-персидском происхождении.
Прежде чем дать общую характеристику среднеазиатской музыки, необходимо отметить, что она неоднородна. Можно выделить три региона:
- В первую очередь Узбекистан и Таджикистан. Предками узбеков являются тюркские кочевники. Таджики, напротив, происходят из древних иранских племен. Однако, несмотря на это разнообразие происхождения, таджики и узбеки в культурном отношении очень близки, за исключением их языков (узбекский близок к турецкому, а таджикский — лишь старая версия персидского). Потому что эти два народа веками жили на одной территории, иногда доходя до того, что тесно пересекались. Они приступили к своеобразному сплаву своих культур, способствуя созданию почти общего наследия. В этой культуре музыка занимает привилегированное место. Так что вряд ли мы удивимся, услышав одну и ту же музыку, сначала с узбекскими, а затем с персидскими текстами!
- Второй регион образован кыргызско-казахстанским континуумом. Кыргызский и казахский народы имеют одинаковое этническое происхождение. Их потомками являются тюрки и монголы, а также ираноязычные сакские племена (знаменитые «скифы», описанные Геродотом и положенные на музыку Прокофьевым). Кроме того, они вели до недавнего времени один и тот же образ жизни: они кочевники-пастухи. Кроме того, их музыка очень близка. Конечно, будут отличия, например в изготовлении тех или иных инструментов, или в том, что кыргызские эпосы поются без сопровождения, а казахские эпосы сопровождаются инструментом.
- Наконец, Туркменистан стоит особняком в этом регионе. Однако музыкально ее можно связать с двумя другими традициями за пределами собственно Центральной Азии: азербайджанской музыкой, с одной стороны, и иранской, с другой.
Признаки, общие для этих трех регионов и, следовательно, для пяти республик Средней Азии, бесчисленны: часто сходные ритмы, общие формы, относительно стандартные типы музыкальных построений, ладовая структура, которую можно считать, несмотря на ее вариации, уникальной и, наконец, разнообразный, но близкий инструментарий.
ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА
Корни узбекской музыки уходят в глубокую древность (4 век до н.э.). Геродот вспоминал об изобилии песен и танцев племен, живших на нынешней территории Узбекистана, и о роли музыки в жизни этих древних жителей Средней Азии. Это подтверждается археологическими находками (памятники и произведения искусства).
Узбекский инструментарий отличается большим разнообразием, присутствуют все группы западного симфонического оркестра: струнные (гичак, чанг, сато, рубаб, думбра, дотар и танбур и все длинношейные лютни), инструменты с духовыми (най, наименование, включающее в себя все виды флейт, кошнай, двойную тростниковую флейту, сурнай и буламан, разновидности гобоя), карнай (разновидность трубы) и сибизик (разновидность кларнета), а также перкуссию (нагара, сафаил, гошуг, кайраг, дайера ...).
Это разнообразие отражается в особом развитии этой музыки как в плане солистов, так и в составе оркестрового ансамбля.
В силу этнического и регионального разнообразия Узбекистана можно выделить четыре стиля: сурхандарьинско-кашкадайрский, бухарско-самаркандский, хорезмский и ферганско-ташкентский.
|