В роскошных дворцах или печально известных тавернах римляне, богатые или бедные, даже проигрывали в кости целые состояния.
Закон преследовал его, моралисты осуждали его, для многих он был не чем иным, как симптомом упадка; тем не менее, азартные игры были настоящей страстью, которая вдохновляла римлян всех классов и состояний. Патриции и плебеи в конечном итоге теряли настоящие состояния, играя в кости у себя дома или в чем-то похожем на современные казино.
Поэт-сатирик Ювенал с пренебрежением размышлял: «Когда же было когда-нибудь такое же увлечение азартными играми? / Больше в игорные притоны не ходишь с сумкой, / Сейф играешь, как почту. / Какие памятные стычки вы увидите / при раздаче оружия! / Простое безумие или что еще / это потерять сто тысяч сестерциев / и отказать в хитоне / трясущемуся от холода слуге?».
В Риме были широко распространены различные азартные игры. Один назывался par impar, «четное и нечетное»: игрок прятал в кулаке орехи, кости или камешки, а его противник должен был угадать, четное или нечетное число, а зрители могли сделать ставку на количество предметов, которые он держал в кулаке. Другой игрой была так называемая capita aut navia, буквально «орёл или корабли», наши «орёл или решка», которая заключалась в подбрасывании в воздух монеты с двуликой головой Януса на лицевой стороне и кораблем на реверсе. В любом случае, самые популярные азартные игры проводились в основном с астрагалями и игральными костями.
И сегодня, многие игры несмотря на изменения популярны, но уже больше в формате онлайн, как к примеру: кено играть на деньги можно круглосуточно.
Астрагали и вкус
Астрагалы представляли собой небольшие кости кубовидной формы, полученные в основном из задней предплюсны овец и коз, хотя встречались и их репродукции из самых разнообразных материалов, таких как золото, слоновая кость, бронза и терракота. Так как две крайние стороны были закруглены, то полезных для игры граней, длинных и узких, было четыре, отличных друг от друга (плоских, выпуклых, вогнутых и извилистых) и потому разной величины.
Игра заключалась в том, чтобы подбрасывать в воздух четыре астрагала и делать ставки на то, как они будут расположены, или, если на них были выгравированы числа, угадывать сумму. Худший выстрел, который мог произойти, называемый выстрелом собаки или стервятника, получался в результате комбинации четырех равных лиц, каждая из которых содержала одну единицу; лучший, так называемый удар Венеры, вместо этого был нанесен четырьмя упавшими астрагалами с четырьмя разными гранями (1, 3, 4, 6). Естественно, недостатка в читерах не было, поэтому для вытягивания астрагали стало обязательным использовать фритилус — чашку полуконической формы, снижавшую возможность читерства. Эпиграмматист Марциал писал об этом: «Нечестная рука, умеющая бросать заряженные кости, ничего не получит, если бросит сквозь меня».
Однако самой распространенной была, пожалуй, игра в кости. Они, которые римляне называли тессерами, были сделаны из слоновой кости, кости, бронзы или янтаря и имели шесть сторон, отмеченных цифрами, как и сегодня. Обычно бросали две или три кости с использованием фритилуса; самая распространенная игра заключалась в подсчете набранных очков. Не менее в моде было micatio (от глагола micare — «прыгать», применительно к digitis — «пальцы»), наша морра, при которой два человека одновременно вытягивали правые кулаки, вытягивая определенное количество пальцев и пытаясь угадайте одновременно сумму вытянутых обоими пальцев.
Кости также использовались в настольных играх, таких как популярная ludus duodecim scriptorum, «игра с двенадцатью линиями», похожая на современные нарды, в которых у каждого игрока было 15 фишек, движение которых определялось броском кубика; однако они не были нужны в ludus latrunculorum, «солдатской игре», прародителе шашек и шахмат: двигались как будто на поле боя, пытаясь уничтожить пешки противника, обычно сделанные из кости или слоновой кости, замыкая их между свой собственный.
Более того, самые опытные игроки получили признание за свой опыт, о чем свидетельствует «Лаус Пизонис», панегирик, посвященный выдающемуся игроку на латрункулах, возможно, Гаю Кальпурнию Пизону, участвовавшему в заговоре 65 года нашей эры против Нерона.
Ле Биш тайный
Начиная с республиканской эпохи, ставки и азартные игры были запрещены и разрешены только по случаю Сатурналий, торжественных религиозных праздников, которые отмечались в конце декабря в честь Сатурна и включали оргиастические демонстрации, обмен подарками, отмену социального дистанцирования и приостановление действия некоторых правил. Эдилы, магистраты, выполняющие различные гражданские задачи, должны были следить за тем, чтобы после окончания праздников никто не участвовал в незаконных играх. Даже частные лица могли подавать жалобы на третьих лиц, апеллируя к законам De Aleatoribus, которые наказывали игроков штрафами, в четыре раза превышающими ставку. Однако нарушителям иногда грозило тюремное заключение, например, тюрьма или принудительные работы в карьерах.
Здравомыслящие римляне считали игроков (алеаторес) сомнительными и опасными личностями: оратор и философ Цицерон ставил их на один уровень с комиками, сутенерами или должниками, принадлежащими к низшим классам народа. Тем не менее, пари и азартные игры по-прежнему имели место, хотя и вдали от посторонних глаз: владельцы гостиниц и таверн часто прятали в задней комнате настоящие подпольные игорные притоны.
Таким образом, азартные игры ассоциировались с другими пороками, такими как алкоголь и проституция; однако в отличие от публичных домов, которые должны были оставаться закрытыми до девятого часа (трех часов дня), таверны и гостиницы имели то преимущество, что были открыты с утра до вечера и, следовательно, могли предложить игрокам гостеприимство в любое время суток.
Порок императоров
Однако законы против алеаторов имели ограниченную эффективность, настолько, что даже члены римской элиты увлеклись ставками. Сами императоры стали жертвами азартного безумия. Светоний повествует, что Август «нисколько не заботился о своей репутации игрока и продолжал играть, не скрывая этого, потому что развлекался до самой старости, и не только в декабре, но и во все остальные месяцы, в рабочие дни и в праздничные дни». Историк продолжает цитировать письмо, которое первый римский император написал своему приемному сыну и будущему императору Тиберию, в котором он говорил: «Мой дорогой Тиберий, мы провели квинкватрии [празднества в честь Минервы] очень приятно, потому что мы играли во время все эти дни мы и накалили игровой стол. Лично я проиграл 20 000 сестерциев, но потому, что по своей привычке был чрезмерно щедрым игроком. Если бы я заявил, что простил каждого из них, я бы выиграл как минимум 50 000».
Светоний сообщает, что Нерон ставил очень большие суммы денег, до 400 000 сестерциев при каждом броске игральных костей, и что император Клавдий «запоем играл в кости и даже написал книгу об этом искусстве; он также наслаждался этим во время своих путешествий, прикрепив доску к носилкам, чтобы движение не мешало игре».
Не впадая в такие крайности, многие простые римские граждане посвятили себя азартным играм. Некоторые, как удачливый житель Помпеи, который в Ночере (Перуджа) выиграл крупную сумму в 3422 сестерция, эквивалентную четырехлетнему жалованью легионера, получили от этого огромную прибыль; другие остались разоренными.
Примечание:
Для лиц старше +18 лет. Азартные игры могут стать причиной финансовых потерь.
|