Современная фотография как вид искусства, которая не имитирует живопись или скульптуру, а исследует реальность и темы красоты, боли, жизнь через автономный и столь же авторитетный язык. Великих фотографов прославляют во всем мире; устраиваются выставки их снимков, привлекающие большую аудиторию, книги и фото-каталоги имеют обширный рынок, некоторые отпечатки достигают необычайных цен. Фотография воспринимается как автономный вид искусства.
Сегодня, даже более двадцати-тридцати лет назад, фотографируют постоянно все, кого угодно и что угодно, даже компульсивно, смартфоны и планшеты позволяют каждому из нас получить доступ к миру фотографии. Очевидно, простой процесс фотографирования не делает фотографа и тем более великим фотографом. Ведь любой может взять холст и кисти и попробовать рисовать, не будучи Караваджо.
Великий фотограф на самом деле обладает качеством, которое, собственно, и делает его великим: умение видеть реальность другими глазами, подробнее внимательный, более чувствительный, умеющий уловить весьма значимые, запоминающиеся моменты, которые волнуют или приводят к размышлению. Фотограф не пользуется кистями (сегодня это делают не все художники), но делает ту же работу, что и живописец. И, что неудивительно, фотограф любит пробовать свои силы во всех традиционных живописных жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте, новостях, обнаженной натуре.
Стив МакКарри
Одним из самых знаменитых мастеров фотографии был и остается американец Стив МакКарри (1950), фотожурналист и портретист. Он начал работать в 1970-х годах фотографом-фрилансером в Индии; позже он пересек границу между Пакистаном и Афганистаном, контролируемую повстанцами незадолго до российского вторжения. Во время этого опыта МакКарри сделал фотографии, которые принесли ему Золотую медаль Роберта Капы за лучший фоторепортаж из-за границы, награду (для него это первая) присуждается фотографам, отличившимся исключительным мужеством. Впоследствии фотографии МакКарри были опубликованы ведущими международными журналами, что обеспечило ему необыкновенную известность.
Его самый известный портрет — Афганская девушка, впервые опубликованный в журнале «National Geographic Magazine» в 1985 году и ставший своего рода фотографической иконы двадцатого века. Очень молодая беженка, укрывшаяся в Пакистане, напуганная и потерянная, смотрит на нас двумя яркими зелеными глазами, которые раскрывают всю ее уязвимость.
Не редко фотографами и журналистами использовалась и советская фототехника, как одна из самых надежных для своего времени.
Андреас Гурски
Среди великих современных фотографов есть и необыкновенные и чуткие художники-пейзажисты, такие как немец Андреас Гурски (1955), который в своих отпечатки больших размеров, которые он создает, просто фотографируя пейзажи или виды городов, метафизические и абстрактные изображения, часто крайне меланхоличные.
Его фотография Reno II 1999 года (длиной три с половиной метра) была продана на аукционе в 2011 году за рекордную сумму 4 с половиной миллиона долларов, что подтверждает, что фотография художника теперь может стоить столько же или больше, чем традиционная картина. Кроме того, уже в 2007 году появилась одна из его работ 2001 года (99 Cent II Diptychon, изображающая интерьеры двух супермаркетов с рядами полок, полных товаров) превысил цифру в три миллиона долларов.
Вольфганг Тильманс
Не менее насыщенными и запоминающимися являются натюрморты немца Вольфганга Тильмана (1968), которые также выделяется пейзажами и портретами. В Натюрморт, Нью-Йорк, 2001 г. на переднем плане отчетливо показаны фрукты, овощи и некоторые предметы, а за стеклом окна — непрозрачные силуэты машин на улице: поэтический контраст между тихой и успокаивающей домашней атмосферой и шумным, изобилующим хаосом городской жизни.
Жан-Марк Бужу
Великие фотографы также свидетели нашего времени. Их смелые репортажи, недаром отмеченные престижными наградами, рассказывают историю мира, раскрывая его драматические противоречия. Необычайная эффектность их образов показывает истину с той непосредственностью, которой наверняка не хватало бы самому тщательному и чуткому устному или письменному описанию. Француз Жан-Марк Бужу (1961) получил две Пулитцеровские премии (в 1995 и 1999 годах): первую за свидетельства об этническом насилии в Руанде, на втором месте фотографии нападений террористов Усамы бен Ладена на американские посольства в Кении и Танзании.
В 2003 году он также получил престижную награду Фото года по версии World Press за очень яркую фотографию, сделанную в американском центре для заключенных война в Ираке. Изображение, известное как Отец и сын задержаны, имеет пронзительную красоту: отец в капюшоне обнимает и утешает своего сына, уязвимого и напуганного ребенка, которого отец держит. Обезоруживающий момент нежности в трагедии войны.
Эдвард Буртынский
Канадец Эдвард Буртинский (1955), один из самых популярных фотографов последних лет, вместо этого занимается окружающей средой, осуждая злоупотребления, которые человек совершает по отношению к природе. Среди его наиболее успешных работ — Стопка шин в Оксфорде 1999 года: настоящий Гранд-Каньон, впечатляющий, по форме напоминающий естественные камни, но впечатляюще состоящий из тонн загрязняющих окружающую среду шин. Культовый образ запустения будущего, которого мы все опасаемся.
|