В Древнем Риме первоначально и в первые десятилетия республики термин hortus использовался для обозначения земли, окруженной стенами и пристроенной к дому, на которой выращивались растения и овощи для пищевых целей, в домах в сельской местности или в непосредственная близость городских центров. В период сразу после завоевания Греции во II веке до нашей эры римская цивилизация усвоила новые научные и технические знания в области агрономических, ботанических и лекарственных трав. Процесс эллинизации затронул все социальные классы, и сельская простота стала покоряться культуре и искусству греческих и восточных садов, особенно египетских и персидских. Первым шагом было внедрение декоративных растений и цветов. Поэтому люди начали говорить во множественном числе от слова «хорти», когда одна или несколько частей земли использовались для выращивания фруктовых деревьев, виноградников, оливковых рощ, территорий, населенных вечной зеленью, такой как кипарисы, или кустами, такими как мирт или розмарин.
Перистиль (двор с портиком), характерный элемент римского дома, на который выходили все комнаты дома, все больше становится точкой соединения внутреннего и внешнего мира. Именно в перистиле, в конце республиканской эпохи, на патрицианских виллах в городе, в банях и в театрах стали разбивать сады, в том числе и в декоративных целях. Этот тип сада внутри центрального атриума с портиком называется виридарий. У самых выдающихся общественных деятелей, среди первых и самых известных Лукулла и Саллюстия, были построены роскошные частные сады, обогащенные статуями, фонтанами, храмами, клумбами, живыми изгородями и территориями, заселенными вечнозелеными растениями, искусно смоделированными в геометрических формах, фигурах людей и животных из топиария. Согласно трудам Плиния Старшего, родилась в конце I века до нашей эры Гаем Матиусом, который первым начал выращивать растения в пластичных формах, тщательно следя за этапом обрезки.
На виллах, особенно в имперскую эпоху, сады стали незаменимыми элементами для высших социальных слоев, избранными местами для веселья и досуга, неотделимым условием поэтического, музыкального и художественного творчества в целом. Начиная с I века нашей эры, садовая архитектура становилась все более сложной с появлением водных объектов, бассейнов с подогревом, соединяющих проспекты, окаймленные цветущими изгородями, между домом и такими сооружениями, как нимфеи.
Немногие фрески, сохранившиеся до наших дней, позволили нам получить определенный объем информации о садах римской эпохи, от садов дома до садов императорских вилл, от типов используемых растений до их распространения. не забывая о вкладе новейших исследований археоботаники на образцах корней, семян и пыльцы, сохранившихся под пеплом Помпеи и Геркуланума. Сады менее просторных домов фактически расширялись за счет росписи стен перистиля природными пейзажами или садами.
Конечно, сады отличались довольно сильно от современных. В настоящее время, можно увидеть питомник растений спб - хотя город, более холодный и северный, чем южный и тёплый Рим.
Среди высоких деревьев использовались лесные деревья (дикие), такие как дубы, каштаны, тополя, буки, и городские деревья (домашние), такие как сосны, вязы, пальмы, липы, кипарисы и платаны. Настоящие фруктовые деревья были помещены в особую зону, называемую помериумом. Среди декоративных растений предпочтение отдавалось вечнозеленым кустарникам, таким как акант, самшит, мирт и барвинок. Цветы использовались мало, в основном как цветные точки.
В большинстве частных садов Древнего Рима можно выделить три совершенно разные зоны. Ксист располагался внутри перистиля или был соединен с главным зданием крытым портиком и мог быть выполнен в виде террасы или зеленой зоны с аллеями, защищенными вьющимися растениями или ветвями деревьев в форме галереи. На нижнем уровне зона для прогулок представляла собой зеленую зону с декоративными растениями, цветами и высокими деревьями, предназначенную для прогулок и занятий, связанных с отдыхом в целом. Наконец, вид представлял собой круглое или овальное пространство, построенное вокруг дорожек, которое часто использовалось для занятий верховой ездой.
Максимального выражения сада в Древнем Риме достигали на императорских виллах. Полное отсутствие ограничений по расходам или расширению дает жизнь комплексу, идеально интегрированному в окружающую среду и ландшафт, домам и зданиям обслуживания, отдыха и представительств, окруженным лужайками, лесными массивами, колоннадами, бассейнами, естественными и обогащенными озерами с фонтанами, статуями и все остальное, что подсказывало воображение. Некоторые известные примеры — Domus Aurea Нерона, Хорти. Мецената, Вилла Домициана на Альбанских холмах и Вилла Адриана в Тиволи.
|