В Классической Элладе молодых людей готовили стать гражданами и солдатами на службе государства. Сегодня считается, что система образования была открыта и для женщин.
Древние греки определяли пайдейю как длительный процесс обучения будущих граждан, который включал в себя приобретение определенных знаний и приобретение определенных способностей. Основной принцип заключался в том, что без образования не может быть культуры, и эта культура имеет основополагающее значение для реализации гражданства, которое включает участие в демократических политических органах и практически постоянную военную службу. Идеальная цель пайдейи заключалась в достижении aretè, общепризнанного совершенства в различных аспектах, особенно в физической подготовке и улучшении духа. С точки зрения конкуренции, арете, к которой стремилась падейя, представляла собой основу лидерства. Однако значение образования в политической жизни греческих городов невозможно переоценить. Например, не обязательно было уметь читать и писать, чтобы иметь право участвовать в собрании, быть избранным в совет, занимать должности магистратуры или быть членом народного жюри.
Согласно важнейшему принципу афинской демократии, государственные должности распределялись среди граждан по жребию и в некоторых случаях оплачивались, что было мерой, направленной на поощрение их занятия. Для составления и чтения документов еще можно было положиться на секретарей, которые были государственными служащими, то есть постоянными работниками. А чтобы предложить ссылку соотечественника, достаточно было получить помощь в написании его имени на остраконе от какого-нибудь грамотного знакомого. Более того, многие люди были вынуждены заставлять своих детей работать с раннего возраста и не могли покрыть расходы на учебу.
Хотя данных о школьном образовании в Древней Греции нет, весьма вероятно, что пайдея не учитывала большинство граждан. Экономический уровень, возможно, был даже более важным, чем пол, при определении доступа к образованию.
Ранние годы
Примерно до семи лет дети получали образование в домашней среде под ответственностью домохозяек, некоторых слуг и деда по отцовской линии, который был свободен от каких-либо других гражданских обязанностей. Главой семьи был отец, гражданин старше 30 лет, фактически мало участвовавший в семейной жизни. Обычно он работал, занимался общественными делами или участвовал в какой-нибудь военной кампании. В гомосоциальной модели, в которой женщины жили с женщинами, а мужчины с мужчинами, последние также проводили свободное время вне дома или в андроне — части дома, отведенной для них.
Если женщины выросли в тени своей матери, то мужчинам не хватало отцовской фигуры. Институт педерастии имел целью заменить инициативную функцию отца по отношению к своим детям. Подросток сближался со взрослым мужчиной, который выступал в роли его наставника и защитника и знакомил его с гражданской и военной средой в отношениях любовника и любимой.
Однако надо сказать, что в афинской демократии педерастия не всегда пользовалась большим уважением, так как считалась явлением аристократического происхождения. Хотя образование было направлено в первую очередь на формирование гражданина, оно не организовывалось и не финансировалось полисом (за исключением Спарты). Школьных программ и учебников не было, даже если проводимая деятельность подвергалась проверкам. Экзаменов не было, но соревновались в непрерывных соревнованиях. Дух соперничества и борьба за превосходство составляли основу образовательной системы, которая, тем не менее, характеризовалась определенной жесткостью. Одним из древнейших свидетельств, относящихся к греческой школе, является аттическая чаша конца VI века до нашей эры, сохранившаяся в Мюнхене. Здесь появляется дидаскалос (мастер) — термин, который также обозначал руководителя хора пения и танцев, подобно тому, который изображен на другой известной находке — спартанской вазе для мази. Возможно, именно в преподавании пения и танца можно найти истоки школ в силу общепризнанной образовательной ценности этих занятий.
Образование детей
В любом случае начальное образование сочетало в себе изучение букв (граммат), изучение различных музыкальных разновидностей и занятия спортом. На вотивной табличке, найденной в Коринфе, изображены дети, играющие на лире и флейте во время ритуала, а некоторые свидетельства афинского политика Алкивиада указывают на то, что в школе практиковалась борьба. К этому добавилось посвящение в математику, которая была разделена на две ветви: арифметику, или изучение чисел, и геометрию, которая имела дело с пространственными отношениями.
Ребенка в школу сопровождал один из домашних слуг, обычно пожилой мужчина, уже не способный выполнять тяжелую физическую работу, и ждал его, пока не пришло время возвращаться. Это был пайдагогос, ответственный за обеспечение честности мальчика и проверку выполнения им своих задач. Педагог также учил хорошим манерам: ходить по улице, опустив глаза, правильно носить плащ, сидеть, не скрещивая ног и не подпирая подбородок рукой, молчать, контролировать прием пищи во время еды. В изображениях того времени педагог обычно изображается с чертами и одеждой слуг иностранного происхождения и держит в руках характерную палку, позволяющую ему осуществлять свою власть посредством угроз или конкретных физических наказаний.
В 18 лет подросток становился эфебом (юношей) и получал военную подготовку, необходимую для того, чтобы стать гоплитом (солдатом). Это обучение длилось 36 месяцев, до 21 года, ознаменовавшего вступление во взрослую жизнь.
Образование завершалось изучением риторики, литературы, музыки и геометрии. Те, кто мог себе это позволить, также брали уроки у софистов, которые стоили гораздо дороже, чем традиционные учителя. В классических Афинах эфебия была строго регулируемым институтом, предусматривавшим определенные обязательства, например, участие в определенных религиозных обрядах. Это представляло собой этап интеграции в гражданство, которым завершалась успешная пайдея и снабжала тело и душу города новой жизненной силой.
И сегодня, по завершению любого образовательного курса требуется проверка путем сдачи экзаменов или тестов, не редко требуются онлайн тесты мма.
Роль женщин
Не совсем ясно, в какой степени образование и культура были открыты для женщин, поскольку документации по этому вопросу не так много. В то время было ненормально заниматься женским положением ни для мужчин, ни для самих женщин, и несколько сложных текстов были восприняты без особого интереса в последующие эпохи и в конечном итоге были утеряны. Счастливым исключением является творчество Сапфо, поэтессы, родившейся на Лесбосе в VII веке до нашей эры. Из примерно десяти тысяч сочиненных ею лирических стихов сохранилось только шестьсот, вызвавшие большое восхищение у современников. Сафо, возможно, была замужем и руководила школой, которая обучала подростков и готовила их к браку. Это произошло за счет преподавания поэзии, музыки и танцев в исключительно женской среде, подобно тому, как это произошло с мужской педерастией.
Другой случай — это Аспасия Милетская. Красивая и культурная спутница Перикла, вероятно, принадлежала к особой группе женщин, гетерам, которые общались с мужчинами на симпозиумах афинской культурной элиты. В платоновском диалоге «Мессено» Сократ превозносит риторические способности Аспазии как превосходящие риторические способности Перикла и приписывает ей составление важной речи ее товарища.
Это правда, что гетеры не были принуждены к той ограниченной социальной роли, которая была отведена законным женам, единственным, чьи дети могли пользоваться полным гражданством. Но так же и тот факт, что поле деятельности жен было менее ограничено, чем обычно полагают. В «Экономике» Ксенофонта, своего рода трактате об управлении домом, написанном в IV веке до нашей эры, богатый гражданин хвастается тем, что может делегировать управление домашней сферой своей молодой жене в силу продемонстрированных ею замечательных качеств.
Есть также несколько свидетельств женщин, управлявших семейным состоянием, деятельность, требовавшая как минимум умения читать и писать. К счастью, украшения аттической краснофигурной керамики демонстрируют многочисленные примеры женского быта внутри и снаружи ойкоса (дома). На небольшой вазочке для хранения ароматических масел и мазей (лекитос) изображена жена, рассматривающая папирус, взятый из сундука перед ней, предположительно для проверки хозяйственной отчетности. Некоторые кувшины, используемые для транспортировки воды (гидрии), изображают группы женщин в гинекее — отведенной для них части дома — намеревающихся читать или декламировать стихи под аккомпанемент различных инструментов.
Аналогичное образование
Кажется очевидным, что девочки определенного экономического уровня, предназначенные для законного брака и контроля над семьей, получали базовое образование, аналогичное образованию мальчиков. Менее известно то, что произошло за пределами внутренней сферы. На самом деле греческие женщины часто выходили из дома, чтобы заняться различными делами, но всегда в сопровождении других женщин, если только они не были пожилыми. Это позволяет предположить, что декоративный мотив знаменитого киликса в Метрополитен-музее в Нью-Йорке представляет собой школу для девочек, а женщина, изображенная в центре, — подросток, сопровождаемый на уроки педагогом. Что касается спортивных занятий, то на некоторых керамических вазах изображены девушки, намеревающиеся мыться в фонтане спортзала и очищать свое тело стригилом. Композиция и элементы этих сцен точно соответствуют мужским изображениям. Это, безусловно, женская гомосоциальная среда, но невозможно сделать вывод, что она была предназначена только для гетер. Самый очевидный вывод состоит в том, что существовали тренажерные залы, предназначенные в основном для женщин.
Примечание:
Исторические факты времен Древней Греции могут содержать материалы для лиц старше +18 лет.
|