За последние двадцать лет в Израиле развился инновационный образовательный подход. Этот процесс происходил не в учреждениях традиционной школьной системы, а в общественных центрах и других неформальных учреждениях, управляемых членами сообщества. Подход отражается в используемой терминологии: например, активная форма хинух – образованный человек обучает необразованного – заменена формой хитанхут: процесс, за которым следуют учащиеся, в котором сопровождающие взрослые (или учителя) играют роль фасилитаторов. У учителей, безусловно, больше опыта, чем у учеников, но именно последние заинтересованы в обучении. Следовательно, этот процесс должен определяться не знаниями учителей, а, наоборот, любознательностью, инициативой и смелостью, которые являются характеристиками ученика. Именно диалог между опытом и знаниями, с одной стороны, любознательностью и интересом, с другой, определяет успешность образовательного процесса.
Социальный аспект
Общественное образование может быть успешным с учащимися из любого сообщества. Израильская ассоциация общественных центров решила сосредоточить свои действия на людях с низким уровнем образования. Это решение проистекает из всеобъемлющей социальной философии, согласно которой сообщества, игнорирующие неудачи своих учеников в системе формального образования, исключают себя из важных решений в общественной жизни и отключают себя от истинного жизненного потока своих членов. Вырваться из порочного круга бедности, нужды, чувства покинутости и безысходности население местностей, в которых разрабатывалась программа общинного образования, смогло только благодаря высшему образованию. В израильском обществе образование является непременным условием для получения престижных должностей с точки зрения социального статуса и социально-экономической мобильности. Наряду с другими важными аспектами неформальное общественное образование стало основным инструментом для фундаментального изменения сообществ, в которых оно работает. Как основная, так и профессиональная область, она повышает престиж сообществ и их чувство собственного достоинства.
Цели подходов хинух и хитанхут
В обычном школьном образовании цель состоит в том, чтобы приобрести знания. Все образовательные усилия вкладываются в такие вопросы, как: какие знания должен приобрести выпускник и по каким предметам? Какие предметы выбрать в каких программах обучения? Какие программы подготовить? Как распределять учебные материалы по всему школьному обучению с учетом умственных, физиологических и психологических возможностей детей разного возраста (учитывая, что дети остаются в системе не менее 12 лет)? Все это требует подготовки учителей для преподавания конкретных программ в соответствии с возрастом учащихся, написания соответствующих учебников и создания методов проверки и оценки успеваемости, все это контролируется государством:
С другой стороны, общественный подход к обучению ориентирован на учащегося, и это не только потому, что учителя в этой системе приятнее. Это потому, что, прежде всего, они отказываются наказывать учащегося, который решает не участвовать в курсе. Он будет приходить в общественную школу, только если захочет. Если мы хотим, чтобы он почувствовал это, мы должны задать себе следующие вопросы: что его интересует? Что для него важно? Что ему нужно? Учащийся становится центром подхода к обучению в сообществе, диктуя другие элементы обучения в сообществе. Таким образом, речь идет о выборе методов обучения, которые привлекательны для учащихся и отвечают их потребностям, а наша цель состоит в том, чтобы они предпочли продолжить обучение.
Образовательные принципы общественного образования
Само собой разумеется, что методы, используемые в этих инновационных проектах, основаны на принципах образования, отличных от принципов традиционного образования. Более, подробней можно узнать на сайте ג'ורג ורור.
1. Каждый способен добиться успеха
Мы исходим из принципа, что каждый может добиться успеха. Но добиться чего ? Любой человек может соответствовать требованиям формальной системы образования. Другими словами, несмотря на то, что учащиеся разные и обладают разными способностями, система создавалась не для гениев, а скорее для среднего ученика. Таким образом, средний ребенок может преуспеть в этой системе, потому что она была разработана для него: чтобы соответствовать предъявляемым средним критериям, те, кто ниже среднего, должны прилагать больше усилий и получать поддержку от своего окружения. Любой ребенок без органических нарушений способен удовлетворить требования системы; на самом деле даже дети с легкими психическими расстройствами тоже способны это делать без особых усилий.
В Израиле более 50% лиц старше 18 лет не получают степень бакалавра по причинам, не имеющим ничего общего с их умственными способностями, поэтому эти причины следует искать в другом месте. Неудача связана, среди прочего, с тем, чего ожидает от ученика среда: ожидания семьи, группы сверстников, школы, учителей, но прежде всего ожидания ученика. Если он думает, что способен добиться успеха, ученик найдет в себе необходимые ресурсы и добьется успеха. Если мы хотим, чтобы учащиеся с трудностями в обучении преуспели, мы должны работать над всеми сопутствующими аспектами, о которых я только что упомянул.
Этот принцип имеет много коррелятов, которые не возможно перечислить полностью; ограничимся перечислением наиболее важных. Если мы хотим укрепить уверенность в себе и личность ученика, мы прежде всего должны воздерживаться от погони за ним. Любая категоризация, идущая в этом направлении, дает толчок тем, кто уже находится наверху (причем именно им она адресована), и клеймит всех остальных, суля им тяжелое будущее. Пигмалион в школе доказывает, что уверенность окружающих и самого ученика в своих силах является лучшим залогом его успехов в учебе.
2. Использование когнитивных навыков, а также других
В отличие от традиционного подхода, подход хитанхут не фокусируется исключительно на когнитивных и интеллектуальных способностях. Согласно некоторым исследованиям, эти способности особенно развиты только примерно у 25% учащихся. Они наиболее успешны в формальной системе, потому что она была разработана для них. У 75% учащихся лучше развиты другие навыки: эмоциональные, эстетические, моторные, социальные и т. д. Хотя сегодня все говорят о множественном интеллекте, школы продолжают ориентироваться на интеллектуальные способности. Остальным 75% жизнь в школе не из легких, так как в ней всегда делается упор на интеллектуальные способности (учебные материалы, понимание, длительное запоминание, сбор и использование на экзаменах и сочинениях). Они трудятся, сдаются; это большинство населения, и у них нет степени бакалавра. С другой стороны, мы часто встречаем взрослых, которые очень плохо учились, но при этом добились удивительного успеха в жизни: артисты, известные спортсмены, бизнесмены или даже общественные и политические деятели. Это потому, что жизнь гораздо богаче и разнообразнее тех узких областей, на которых школа решила сосредоточиться, по той простой причине, что она не умеет количественно определять, ни измерять успехи учащихся в областях, которые не являются чисто интеллектуальными. Если мы хотим поддержать учащихся, интеллектуальные способности которых не позволяют им добиться успехов в учебе, мы должны использовать другие их сильные стороны, используя художественные, игровые, спортивные, коллективные и поддерживающие методы.
Сообщество является идеальной природной средой для концентрации этих мероприятий под одной образовательной и экологической крышей.
3. Никогда не одинок
Сообщество также является идеальной природной средой для достижения еще одного измерения подхода хитанхут. Воспитательное действие, особенно в отношении неуверенных в себе учеников, всегда должно учитывать другие элементы среды обитания. Отношение семьи, конечно, имеет решающее значение для отношения ученика. Семья, которая принижает или презирает образование, серьезно снижает свои шансы на успех. Отношение группы сверстников также важно. Мы также знаем, что средства массовой информации оказывают сильное влияние на восприятие учащихся. До сих пор в школьной педагогической практике это измерение еще никем не учитывалось, даже если не следует преувеличивать значение ни школы, ни соответствующих учителей (не только того, кто находится перед учащимся в конкретное время ) на успехи в учебе. Следовательно, любые усилия, направленные на то, чтобы помочь ученику добиться успеха, должны учитывать эти факторы. В традиционной системе это не предусмотрено.
Сообщество всегда предоставляет возможность разработать рамки, связывающие нас с родителями учащихся других уровней, которые могут оказаться полезными для образования учащихся.
Общественное образование также является естественной средой для социальных групп сверстников, которые также оказывают поддержку учащемуся. Кроме того, общественные институты достаточно хорошо оснащены для интеграции коммуникаций и других программных видов деятельности в учебный контекст.
4. Используйте сильные стороны учащегося
Система формального образования всегда фокусировалась на слабостях учащегося. Если результаты по математике, например, неудовлетворительны, добавляется сверхурочная работа. Система общинного образования, с другой стороны, не фокусируется на слабых сторонах и не решает проблемы путем накопления дополнительных часов занятий. Какая польза, если проблема хроническая, а ученик до сих пор не справился? Если, с другой стороны, мы опираемся на сильные стороны ученика, мы находим способы заставить его поверить в свою способность справиться с трудными задачами. В педагогике всегда полезно использовать сильные стороны ученика, а затем направлять его к более сложным задачам.
Эта стратегия имеет очень специфические последствия для методологии: студент должен пережить новое учебное приключение, разработать свою собственную историю успеха. Щелчок может иметь место всякий раз, когда у обучаемого возникает ощущение, что он знает; если мы хотим построить на этой основе историю успеха, мы должны планировать успехи.
Содержание обучения должно соответствовать повседневной жизни учащегося. Также важно предоставить ученику большую свободу выбора по мере его продвижения. Информированный выбор учащегося расширяет его возможности и укрепляет его способность принимать независимые решения. Но прежде всего, сосредоточив внимание на сильных сторонах учащихся, мы используем их сильные стороны и энергию и даем им возможность справляться с трудностями в обучении гораздо эффективнее, чем если бы мы устраняли их слабые стороны.
5. Учащийся контролирует свое обучение
Учащийся является хозяином своего обучения, обучение предназначено для него; он должен осознавать свои мотивы и методы, используемые в процессе обучения. Учащийся должен знать секретего исследований. Почему он учится? Какая цель? Куда он хочет пойти? Почему их учат именно этим предметам, а не другим? Как он хочет учиться? В чем залог ее успеха? Почему вопросы и темы системы образования выражены именно так? На чем основан весь процесс? Если темы, методы и интересы четко представлены учащимся, они смогут лучше адаптировать свои усилия к тому, что от них требуется, и добьются успеха. Практика прозрачности также является доказательством уважения к ученику и его права решать свою судьбу: тогда он становится хозяином процесса, а не его слугой.
6. Применение нового подхода в Израиле
Подход, ориентированный на учащегося, применяется в Израиле уже более пятнадцати лет. Сегодня программа осуществляется примерно в 100 общинных центрах по всей стране, в том числе в 35 в арабских кварталах. Он поражает около 15 000 человек в год, в основном молодых людей. В нем работает тысяча учителей, все они прошли обучение по уникальной, индивидуально разработанной системе обучения. Все инструкторы извлекли пользу из пристального наблюдения со стороны бывших учителей. Особенно поначалу многие из них сомневались в успехе этих новых методов. Однако учащиеся, родители и общины поддержали эту концепцию и, медленно, но верно становясь ключевыми игроками в израильской системе образования, применяют новый подход и обеспечивают себе поддержку. Программе пришлось бороться за финансирование, но она выжила, в том числе благодаря заслугам и пожертвованиям частных лиц. На иврите программа называется PELE, аббревиатура отеще один вид учебной деятельности, который также означает удивление.
|