От инженера Пьера Шеффера до рэпера Вальда компьютеры и электронные машины открыли для музыки огромные возможности.
Компьютеры и электронные машины открыли для музыки огромные территории с начала 20-го века. Если сегодня компьютерная музыка (MAO) сделала группы мифическими, искусственный интеллект мог бы участвовать в переносе музыки в новую эру: в эпоху потребительских товаров.
Превратите электричество в музыку! Это с конца 19-го века обещание использования странных машин, вышедших из лабораторий изобретателей, которые, должно быть, казались в то время немного сумасшедшими. Мало-помалу сумасшедшие превращались в предшественников, предшественники — в художников, а иногда даже художники, оснащенные своими машинами для преобразования этой природной силы в звук, становились звездами. Это история электронной и компьютерной музыки.
Ленин сильнее Beach Boys
Еще в 1897 году Таддеус Кэхилл изобрел телогармониум, семитонный электромеханический инструмент, считающийся прародителем синтезатора. Американский изобретатель произвел почти первые музыкальные ноты, которые исходили не от акустических инструментов, и имел большой успех в Нью-Йорке в 1900-х годах. Но Первая мировая война оставила в стороне электрические музыкальные темы, пока на Старом континенте русский Леон Терменвокс изобретает терменвокс. В 1920-х годах многие из них пробовали свои силы в этом ящике с двумя антеннами, которые нужно было приручать, не прикасаясь к нему, путем создания помех электрическим волнам. Представьте, что вы освоили потрескивание транзистора...
Сам Ленин взял бы уроки перед тем, как отправить своего изобретателя в кругосветное путешествие, чтобы восхвалять промышленные достоинства новой России. Терменвокс вдохновил другого артиста, Пола Таннера, на бэк-вокал в знаменитой песне Beach Boys Good Vibrations.
И электронная музыка была
1950-е годы ознаменовались новым этапом: чтобы преобразовать вольты в ноты, исследователи-музыканты составили компьютерные программы, которые сами воспроизводили пьесы. В 1951 году Манчестерский университет озвучит с этими первыми нотами. А в 1957 году в мифических Bell Labs некий Макс Мэтьюз разработал MUSIC 1, музыкальную программу для IBM 704 (многомиллионного 20-кубового монстра). В 1960-х годах Мэтьюз усовершенствовал свое изобретение, позволившее определить, с одной стороны, тип звука, эквивалент инструмента, а с другой стороны, ноты и их высоту, то есть разделение.
В то же время развивается и электронная музыка, исполняемая непосредственно людьми. В 1958 году Пьер Шеффер создал Groupe de Recherches Musicales (GRM) во Франции на базе ORTF. Со своей командой, на разбросанных машинах, весь в железе и кабелях, он исследует формирование и деформацию звуков в подходе, столь же экспериментальном, сколь и художественном. Сегодня GRM по-прежнему разрабатывает инструменты GRM, набор плагинов для создания звука.
Другая музыкальная лаборатория, IRCAM, была создана в 1970 году по инициативе Жоржа Помпиду и Пьера Булеза. Последний разрабатывает как электронные компоненты, так и произведения: Répons, оркестр камерной музыки, в состав которого входит звукорежиссер, будет наиболее символичным.
Рождение синтезатора
По другую сторону Атлантики в 1964 году на рынок поступил первый синтезатор Moog (произносится как «Môgue», названный в честь его изобретателя Роберта Муга), за ним в 1968 году последовал модульный Moog, а в 1970 году — Mini Moog, его уменьшенная версия. версия. Иконы 1970-х и 1980-х годов, модульные синтезаторы также вернутся на свое место во многих студиях после 2010 года, а Apple также создаст приложение, воспроизводящее Mini Moog, в 2018 году.
Но в то время музыка, исходящая от этих синтезаторов, все еще была маргинальной. Первый шаг к демократизации Венди Карлос сочинила в 1971 году на музыку к фильму Стэнли Кубрика «Заводной апельсин». Несколько изобретателей также предоставят средства для распространения электронной музыке. В 1983 году дизайнеры «синтезаторов» создали стандарт MIDI. Это первый интерфейс, предназначенный для связи между устройствами разных марок.
Препятствие стоимости также постепенно исчезает. Совместный выпуск компьютера Atari ST в 1985 году и программного обеспечения Cubase в 1989 году разделил цены примерно в три раза. Cubase, созданный немцами из Steinberg Media Technologies, интегрирует новую визуальную организацию в дорожки друг над другом и с горизонтальной шкалой времени.
Стив Джобс, Рианна и Вальд
В 1990-е годы выпуск «безленточных систем» (когда весь процесс, от записи до трансляции аудио- или видеодорожек, полностью поддерживается цифровыми средствами и не использует кассеты) делает еще более легкой передачу музыки. Теперь можно записывать звук прямо на жесткий диск, не используя компакт-диск или кассету, как с программным обеспечением Pro Tools на Macintosh с 1991 года.
Полная противоположность: 2000-е годы ознаменовались появлением компьютеров, которые ранее были в меньшинстве в музыке, но стали незаменимыми в творческом процессе. И все пытаются это сделать, чему хорошо помогает один из пап демократизации вычислений: Стив Джобс. 6 января 2004 года он объявил о выпуске Garage Band во время одного из своих знаменитых выступлений. T-Pain, Rihanna, Fall Out Boy и многие другие всемирно известные исполнители будут использовать это программное обеспечение, которое сделают дети. Эти инструменты сближают артистов со своими поклонниками, которые теперь могут сочинять инструменталы для рэперов. Во Франции Seezy спродюсировал бит для произведения Damso and Vald Vitrine.
В тот же период времени, появляются на просторах Интернета музыкальные каталоги, где можно скачать музыку бесплатно или за подписку.
Меланшон, не первая голограмма на сцене
Но МАО идет дальше. После звука кремний проникает в артиста. До 2 paз в 2012 году и Жан-Люка Меланшона в 2017 году голограмма Хацунэ Мику, виртуальный персонаж, созданный Yamaha и компанией Crypton Future Media, изначально задуманная как героиня музыкальных видеоигр, сделала свои первые шаги на сцене в Японии в 2009. С тех пор она дает регулярные концерты перед поклонниками, которые так же истеричны, как и перед человеком.
Хацунэ Мику вскоре может стать самодостаточной в выборе своих композиций, так как в дело вступает искусственный интеллект, который скормил искусственному интеллекту всю свою дискографию, чтобы заставить его воспроизводить музыкальные мимики ливерпульской группы.
Warner Music, первая крупная компания, принявшая участие в сотрудничестве с искусственным интеллектом, подписала контракт с Endel в 2019 году на 20 альбомов. Стартап разработал алгоритм, который создает песни («саундскейпы» на их жаргоне, что можно перевести как «аудиоландшафты») с новой целью, выходящей за рамки «простого» художественного творчества. Их музыка увеличила бы возможности творчества, например, улучшила бы способность к расслаблению или концентрации. Таким образом, они объявляют, что могут умножить концентрацию работы одитора на 6,3. Итак, сможет ли завтра искусственный интеллект, индустриализировав музыкальное производство, дать ему практическую, почти банальную полезность?
|