Главная страница портала » Главная страница каталога статей » Публикация статей на тему » ПРАВО

Великие юристы Древней Греции

Великие юристы в Древней ГрецииВ анналах человеческой истории лишь немногие цивилизации породили такое замечательное количество ораторов, как Древняя Греция. Эти великие ораторы, известные своим красноречием и убедительностью, сформировали политический, социальный и культурный ландшафт своего времени. В пантеоне греческих ораторов выделяются три образцовые фигуры: Лисий, Исократ и Демосфен.

Лисий или судебное красноречие
Лисий (445–380 до н.э.) был искусным ритором, преуспевавшим в юридической риторике, хотя он преуспел и в других формах красноречия. Сын столичного оружейника, он родился около 440 г. до н.э. Между 400 и 380 г.г. он составил более двухсот речей для различных судебных дел.

Доступно для современников около тридцати, чтобы судить о таланте этого оратора, который, несомненно, был самым одаренным представителем своего поколения в гражданских делах.

Величайшее качество его стиля — ясность и естественность изложения фактов. Лися умел поставить себя на место своего клиента и говорить от его имени, что делало его исключительным логографом.

Профессия логограф
«С вашего позволения, о судьи, я прибегу к чьей-то помощи. Феофил, поднимись на трибуну и скажи за меня то, что ты должен сказать: судьи это позволят». (Гиперис, Ликофрон)

Каждый в Афинах должен был знать, как защитить себя, потому что любой мог сообщить о своем соседе, даже не будучи прокурором. Но не все владели ораторским искусством. И как бы сейчас сказали, юридические услуги оказывали ораторы.

По этой причине были вызваны эксперты. Логографу, писателю по профессии, было поручено написать речь, которую должен был произнести его неопытный клиент, в обмен на вознаграждение. Это были не юристы, поскольку такого деятеля еще не существовало, а специалисты с опытом юридической практики.

Заявитель говорил первым, а затем, с разрешения судей, звал своего «помощника». Лисий занимался широким спектром дел, в том числе о преступлениях против нравственности, вопросах наследства, обвинениях в клевете и убийствах, все дела, попавшие в новости, и его речи также содержат несколько ярких эпизодов и анекдотов, проливающих неопубликованный для нас свет на жизнь в классические Афины.

По мнению Дионисия Галикарнасского, чем сложнее дело, тем впечатляет мастерство Лисия. В «Против Эратосфена» он пошел ва-банк. Обвиняемым по этому делу фактически был сам Лисий. Попросив Эратосфена произнести политическую речь от его имени в 403 г. до н.э., он смог защитить свою семью, отомстить брату и начать нападение на всех тиранов мира. Он имел в виду, в частности, суд над Тридцатью. Высказанное обвинение сильно и полно пафоса, но без преувеличения. Говорят, что Сократ отверг речь, посланную ему Лисием, чтобы защитить себя в суде от обвинения в нечестии. Возможно, если бы Сократ произнес эту речь вместо своих «Извинений», исход суда был бы совершенно иным.

Исократ и церемониальная или эпидейктическая речь
Однако Исократ (436–338 гг. до н.э.) был мыслителем-провидцем, учителем и теоретиком красноречия, который подчеркивал, что образование и интеллектуальное развитие являются важными инструментами эффективного общения. Его учение привлекало студентов со всех уголков Греции.

Сын богатого флейтиста, он был учеником Продика и Горгия. После долгой конкуренции с Лисием как логограф, он основал собственную школу.
Исократ испытывал сильное отвращение к юридическому красноречию, несмотря на то, что сам практиковал его, и определял его как «мошенничество». По его мнению, искусство риторики должно было служить гораздо более высокой цели. Настоящий художник слова, он довел так называемую церемониальную литературу до крайнего развития.

Есть такие, которые предпочли писать не о частных договорах, а о национальных и политических темах, достойных торжественной ассии греков; каждый согласится, что эти речи больше похожи на произведения искусства, чем на судебные речи. (Антидозы)

Панегирик
В особых случаях греки в торжественных речах восхваляли своих предков и современников. На всеэллинских праздниках, Олимпийских играх, Пифийских играх и Панафинейских играх слава Афин и их народа превозносилась как пример.

Поборником такого рода риторики был Исократ, чей Панегирик (380 г. до н.э.), означающий «собрание греческих народов», пытался объединить всех греков перед лицом опасностей, которые представляли Персия и варварский мир. Чтобы придать вес этому аргументу, было модно преуменьшать цивилизаторскую роль Афин.

Вот некоторые выдержки из этого гимна, который мы определим как «националистический»:

Общепризнано, что наш город очень древний, очень большой и среди всех людей считается очень прославленным. Какими бы прекрасными ни были эти первые титулы гегемонии, последующее дает ей еще большие права. […]. Мы никого не изгнали жить в этот город и не нашли его заброшенным. […] Наше происхождение настолько прекрасно и настолько чисто, что, как бы высоко мы ни поднимались, мы все равно видим себя занимающими город, который был нашей колыбелью; да, мы родились из этой земли, и имена, которые мы сохраняем за нашими ближайшими родственниками, мы имеем право дать нашему городу; на самом деле только греков мы можем по праву назвать одной и той же городской медсестрой, родиной и матерью.

Исократ был специалистом по длинным, каденциальным предложениям — типу ораторских фраз, который позже перенял только Цицерон. Помимо стремления к стилю как к самоцели, Исократ хотел еще и объединить своих соотечественников вокруг общего дела. Однако это породило ту форму национализма, которая отличает «мужчин» от «варваров».

Исократ был известен (и, следовательно, также являлся объектом сатиры) своим долгим временем, потраченным на сочинение и редактирование текстов. Древний историк Тимей, например, раскритиковал его именно в связи с его «Панегириком»: Исократу понадобилось десять лет, чтобы написать и уточнить текст! Тот самый, которого Александр Македонский использовал для покорения Азии!

Траурная речь
С появлением красноречия еще одним жанром риторики стала надгробная речь. Первоначально это было поручено поэтам, затем вскоре стало прерогативой ораторов. Ежегодно было принято произносить торжественную речь в честь павших на полях сражений.

Многие выдающиеся деятели следовали этому обычаю: Перикл в честь афинян, погибших на полях сражений Пелопоннесской войны, о которых сообщает Фукидид, Горгий, Лисий, Демосфен (в честь погибших при Херонее) и прежде всего Гиперид.

Демосфен или политическое красноречие
Демосфен (384–322 гг. до н.э.), вероятно, самый известный из этих великих ораторов. Преодолев личные препятствия, такие как заикание и физическая слабость, он оттачивал свое мастерство неустанной практикой. Сын греческого оружейника женщины скифского происхождения (следовательно, не совсем гречанки и, следовательно, варварки), за что Эсхин, его противник, постоянно нападал на него.

Оратор, который тренировался как Рокки Бальбоа
Лишенный нечестными наставниками отцовского наследства, он страдал, как мы уже говорили, заиканием и одышкой. Он преодолел этот двойной недостаток силой воли и настойчивостью.

Говорят, что, столкнувшись с волнами, он клал в рот камешки, заставляя себя совершать долгие и болезненные сеансы артикуляции, пытаясь заглушить рев моря.

Об этом свидетельствует и Деметрий Фалерский:

Чтобы тренировать свой голос, он бегал и карабкался по склонам, произнося речи и стихи на одном дыхании.

В 355 г. до н.э. Демосфен стал заниматься государственными делами, попеременно в качестве логографа и синегоро. Обладая большим практическим чутьем, он старался вмешиваться во все сферы деятельности своего времени и активно участвовал в управлении государством, особенно когда его партия пришла к власти в 340 г. до н.э. Он никогда не колебался участвовать в политических и социальных дебатах своего времени.

Демосфен против Филиппа
Битва всей его жизни была против Филиппа Македонского, заклятого врага Афин. Хотя Филипп не скрывал своих амбиций, афиняне отреагировали на это, на вкус Демосфена, слишком мягко. Словом и делом Демосфен набросился на него, произнеся несколько речей или политических речей, а точнее четыре, которые впоследствии стали известны как «Филиппики».

В Первой Филиппике (351 г. до н.э.) оратор вносит конструктивные предложения афинскому собранию. Он пытается вселить смелость в своих соотечественников, побудить их к действию.

Вот как Демосфен, чье имя означает «сила народа», пытается гальванизировать энергию каждого:

«Прежде всего, афиняне, не отчаивайтесь из-за нынешнего положения дел, даже если кажется, что они идут очень плохо. То, что причинило вам больше всего вреда в прошлом, даст вам повод надеяться в будущем. […] Итак, афиняне, когда вы решите действовать? Чего же ты ждешь? Вынуждает ли вас к этому необходимость? […] Что касается меня, то я не знаю более насущной потребности свободных людей, чем бесчестная ситуация. […]
Скажите, вам все еще хочется бродить по площадям и интересоваться, что нового? Что может быть новее, чем македонянин, покоривший Афины и правящий Грецией? Филип умер? Нет, но он болен […] Какое тебе дело, выживет он или умрет? Если бы его больше не было, ты вскоре стал бы другим Филиппом, пренебрегающим всем, как и прежде».


Демосфен занимал пост министра иностранных дел своего времени, потратив тридцать два года на борьбу с македонской угрозой с необычайным патриотизмом и гражданским мужеством.





Контактные данные автора


Категория: ПРАВО | Добавил: gena (17.01.2024)
Просмотров: 209
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится



Схожие материалы:

Яндекс.Метрика