Дерево было основным продуктом канадской торговли на протяжении большей части XIX века. Подпитываемая европейским спросом, торговля древесиной привлекла инвестиции и иммиграцию в восточную Канаду, способствовала экономическому развитию и изменила региональную окружающую среду гораздо более радикально, чем прежняя эксплуатация рыбы и меха. Это поощряло исследования, строительство городов и деревень и открытие дорог. Хотя древесина является отличным ресурсом для Канады, она также иногда способствует экономической нестабильности. На протяжении всей истории отрасли погодные условия, коммерческая неопределенность и несовершенство рыночной информации приводили к значительным колебаниям спроса и цен на древесину.
Методы регистрации
Лесозаготовка была по сути зимним занятием, начиная с первого снегопада. В этот сезон не только было много дешевой рабочей силы, но и было легче валить деревья, когда сок не течет, а также тащить бревна по снегу. Осенью лесорубы строили лагеря и расчищали неровные дороги для перевозки сена и провизии, а также для перевозки бревен или древесины к ручьям. Промышленность во многом зависела от мускулов людей и животных, поскольку ручные методы лесозаготовок использовались примерно до 1912 года. Первоначально мужчины прибегали к помощи волов, позже перешли на лошадей и продолжали их использовать до 1920-х годов. Безусловно, самым важным нововведением был паровой двигатель, представленный примерно в 1897 году в США, который мог тащить бревна на высоту до 150 метров. Еще одним нововведением была «система высокого подъема», при которой веревка, расположенная высоко над полозьями, тянула или поднимала бревна через препятствия.
Деревья обычно валили с помощью различных типов топоров (до 1870-х годов, когда поперечная пила стала более распространенной) и «распиливали» до нужной длины. Древесину распиливали топорами, потому что квадратные бревна было легче, чем круглые бревна для хранения и перевозки на кораблях, следующих в Европу. Процесс распрямления бревна начинался с «выравнивания» древесины по двум сторонам, чтобы отметить размеры желаемого квадрата, а затем «надреза», чтобы удалить ненужную внешнюю древесину в виде грубых плит. Отсюда стороны бревна грубо обтесывали (т.е. грубо рубили), а затем гладко обтесывали с помощью топоров. Затем процесс повторяли с оставшимися двумя сторонами дерева. Перед транспортировкой концы палки обрезали до пирамидальной формы.
Снежная дорога облегчала перевозку бревен и балок на берег реки волами или лошадьми. С наступлением оттепели начиналась заготовка леса. Люди, вооруженные «джем-догами» (железными крюками), крюками или крючками и часто погружавшиеся в холодную воду, приступали к опасной задаче — сплавлять вырезку по ручьям, переполненным талым снегом. Когда достигалось больше открытой воды, где водопады и пороги можно было обойти с помощью деревянных оползней, бревна и древесину собирали в плоты, чтобы продолжать движение вниз по течению к мельницам или к бонам в устьях рек (особенно в Квебеке, Сент-Джоне и устье Мирамичи), откуда они отправлялись за границу. Поскольку паровая энергия заменила энергию воды на лесопилках, это увеличило производительность мельниц и продлило сезон работы мельниц; однако это не нарушило структуру зимних рубок. Хотя железные дороги уменьшили зависимость отрасли от рек для транспортировки древесины на заводы, их первоначальное значение заключалось в доставке пиломатериалов с завода на рынок, и к концу века специализированные лесозаготовительные железные дороги все еще оказывали лишь незначительное влияние на операции в восточной Канаде.
Торговля военно-морской мачтой
Большие мачты, вырезанные для Королевского флота из лучших деревьев смешанного леса, раскинувшегося в Приморье и долине Святого Лаврентия, были самым ценным коммерческим продуктом британских лесов Северной Америки. Торговля военно-морскими мачтами, всегда ограниченная специализированными требованиями и высокими требованиями к качеству, переместилась из долины Сент-Джон в долину Святого Лаврентия в начале 19 века, когда подрядчики искали дуб, а также сосну из лиственных лесов южной части Великих озер. Промышленность бруса быстро развивалась, чтобы удовлетворить огромный спрос со стороны Великобритании, которая находилась в состоянии войны с наполеоновской Францией и также переживала индустриализацию. В 1806 году, стремясь задушить британскую экономику, Наполеон установил континентальную блокаду, закрыв все европейские порты для британских кораблей. Поскольку традиционный источник древесины Великобритании, Балтийское море, в то время был недоступен, блокада еще больше подпитывала британскую промышленность Северной Америки. В среднем в период с 1802 по 1805 год в Британию ежегодно ввозилось 9 000 партий (почти 1,5 м 3 каждая) колониальной древесины, и это число только продолжало расти: в 1807 году их общее количество составляло 27 000; в 1809 г. — 90 000; в 1840 г. — более 500 000; а в 1846 г. - 750 000. После этого импорт колебался в течение 20 лет на уровне около 600 000 грузов, а затем снижался до Первой мировой войны.
Торговля пиломатериалами
Несмотря на важность торговли морскими мачтами, пиломатериалы и брус были основными продуктами деревообрабатывающей промышленности. Пиломатериалы, продукция лесопилок, заготовлялись в основном в виде досок и плит. Квадратный брус, известный в Приморье как «тонный лес», представлял собой срубы или «палки» из дерева, обтесанные топорами и отправленные в Англию, где их часто перепиливали. Рынок регулировался строгими спецификациями: древесине разрешалось иметь «обвал» (фаска) и небольшая конусность, но эти характеристики варьировались в зависимости от размеров палки и менялись со временем. Отходы были весьма значительными: выбрасывалось 25–30 процентов каждого дерева.
Схему торговли лесоматериалами сложно обобщить, поскольку международные рынки были сильно разделены. Начиная с 1830-х годов, все большее количество пиломатериалов отправлялось из Британской Северной Америки в Великобританию, США и Вест-Индию. В период взаимности с США и строительства железных дорог и каналов важность американского рынка возросла: в период с 1864 по 1866 год через Освего, штат Нью-Йорк, прошло 400 миллионов досок фута британских североамериканских пиломатериалов, а древесина экспортировалась в США из провинции Канады стоили почти 7 миллионов долларов в 1866–1867 годах. Хотя эти цифры впечатляют, вплоть до 1880-х годов совокупные продажи пиломатериалов и древесины в Великобританию все еще были более ценными, чем продажи в США. Лишь в 1905 году, когда импорт составил около 18 миллионов долларов, на долю США приходилось более половины канадского экспорта лесной продукции.
Лесная эксплуатация
Сосна была основной породой в отрасли, хотя небольшое количество березы, белого дуба, скального вяза, ясеня, липы, ореха и кедра также распиливалось и обтесывалось, а после середины века значение пиломатериалов из ели и болиголова возросло. Эксплуатация сосны быстро охватила обширную территорию. В 1810 году были вырублены только окраины сосновых лесов Нью-Брансуика, а район Оттава-Гатино обозначил внутреннюю границу лесозаготовок в Британской Северной Америке. Но к 1835 году едва ли приток рек Мирамичи, Сент-Джон и Оттава оставался неиспользованным. К 1850 году большая часть сосны была заготовлена в более доступных участках этих речных систем, и торговля из многих небольших портов и прибрежных бухт прекратилась. Железные дороги положили конец зависимости отрасли от водных путей для доставки древесины на рынки и открыли для торговли отдаленные районы озер Онтарио и Эри. Экспорт из района Питерборо увеличился в пять раз, когда в 1854 году появилась железная дорога, а между 1851 и 1861 годами округ Симко поднялся с незначительного до превосходящего положения среди производителей пиломатериалов на западе Канады. Мельницы разрастались вдоль железных дорог, продвигавшихся на север, в сторону Канадского щита.
Правительство не спешило контролировать это нападение на лес. Первоначально леса Британской Северной Америки были неэффективно защищены имперской системой «широких стрел», которая включала выжигание стрелами определенных деревьев и которая была введена в действие в Северной Америке в начале 18 века, чтобы зарезервировать ценные деревья для Королевского флота. Поскольку после 1806 года спрос возрос, резервы короны (т.е. земли, принадлежащие Британии) были нарушены, и геодезисты, назначенные для их защиты, извлекли выгоду из административной неразберихи. В 1824 году в Нью-Брансуике и в 1826 году в Верхней и Нижней Канаде была создана последовательная система регулирования. В британских провинциях Северной Америки, за исключением Новой Шотландии, продажа лицензий давала временное право на вырубку деревьев и возвращала доходы правительству. Периодические поправки пытались ограничить незаконную вырубку и посягательство на территорию, что раздражало администраторов, стремящихся максимизировать доходы, но основные принципы владения ресурсами короны и аренды были сохранены. В отличие от американской модели, современное канадское лесное законодательство (за исключением закона Новой Шотландии) – сформированное взаимодействием традиций, личных интересов и ограничений обширной и враждебной окружающей среды – сохранило что-то от Консервативной идеи XVIII века о том, как государство должно служить общему благу.
От малых к крупномасштабным операциям
До 1825 года большая часть древесины в Британской Северной Америке производилась мелкими независимыми операторами, многие из которых были фермерами, которых привлекали к работе в межсезонье. Хорошая древесина была легко доступна, и для входа в торговлю требовался небольшой капитал. Однако к 1850 году, когда лесозаготовки переместились в более отдаленные районы, стали необходимы расходы на расчистку усыпанных валунами ручьев (для транспортировки древесины по воде). Регулирование резервов кроны ужесточилось, а снижение торговли усилило конкуренцию между операторами. Появились крупные и диверсифицированные предприятия, хотя на границах поселений сохранялись более мелкие предприятия. Как правило, в торговле доминировали квалифицированные, хорошо капитализированные и имеющие хорошие связи люди, которые приобретали лицензии, нанимали лесозаготовительные бригады по контракту, строили большие и эффективные лесопилки и управляли собственными судами или железными дорогами. Например, в 1840-х годах Джозеф Кунард и три филиала великой шотландской фирмы «Поллок, Гилмор и Ко» с помощью этих средств фактически контролировали торговлю на северо-востоке Нью-Брансуика. Дочерние компании также играли важную роль в долине Святого Лаврентия. Говорят, что в 1830-х годах Уильям Прайс, «отец Сагенея», нанимал 1000 человек, а к 1842 году у него были лесопилки в Шикутими и паровой буксир для подъема кораблей с «Св. Лаврентия». В Оттаве фирма Дж. Р. Бута произвела более 30 миллионов футов сосновых пиломатериалов в 1870-х годах, а в следующем десятилетии она построила Канадскую Атлантическую железную дорогу, чтобы доставлять пиломатериалы из своих лицензий в Пэрри-Саунд. На западе Канады фирмы Моссома Бойда Кэлвина добились столь же впечатляющих успехов. Ранняя неформальная торговля уступила место отрасли, в которой доминировало относительно небольшое количество хорошо капитализированных семейных фирм и партнерств. По этой причине хроническая нестабильность первых лет несколько уменьшилась. В 20 веке по мере роста производства целлюлозы и бумаги потребность в капитале еще больше возросла. Многие фирмы объединились, сформировав модели корпоративного доминирования, которые характеризуют сегодня лесную промышленность.
Западное побережье
По сравнению с ситуацией в восточной Канаде, инновации были приняты быстрее в суровых, недавно открытых районах Британской Колумбии. Условия труда и жизни улучшились, поскольку городские предприятия и лесозаготовительные поселки Западного побережья конкурировали за рабочую силу. Эти изменения в сочетании с открытием Панамского канала и истощением восточных лесов привели к тому, что центр канадского производства древесины постепенно сместился на запад (хотя восточная лесная промышленность сохранила большую часть своего традиционного и сезонного характера до 1930-х годов).
Постепенно стали появляться специализированные механизированные машины, в том числе лесовозы. Более, того для того чтобы использовать лесовоз не всегда требовались права, обучение проходило на месте среди опытных рабочих. Сегодня в Канаде строго требуется для вождения лесовозом права, просто приобрести их https://barpravaa.site/spectehnika/lesovoz не получится.
Из истории
Хотя люди Джеймса Кука запилили бревна для мачт на острове Ванкувер в 1778 году, лесозаготовки в Британской Колумбии серьезно не начинались до 1850-х годов. Ранняя промышленность эксплуатировала огромные деревья, расположенные вблизи приливной воды (в основном пихту Дугласа и красный кедр), и обслуживала рынки, разбросанные по Тихому океану и даже в Южной Африке. С завершением строительства Канадско-Тихоокеанской железной дороги в 1880-х годах эта «грузовая торговля» была дополнена торговлей на восток. Вскоре древесина Британской Колумбии стала популярна во всем мире. Лесозаготовка на суровом Западном побережье потребовала значительной адаптации восточных технологий: требовалось в три раза больше волов; снежные дороги были невозможны в более мягком прибрежном климате (поэтому трелевочные дороги приходилось строить из бревен); на огромных стволах были сделаны надрезы выше (то есть требовался трамплин, чтобы каждый из двух топорщиков мог стоять на нем); и были разработаны тяжелые топоры с двойной бородкой.
В 1910 году производство в Британской Колумбии превзошло производство в Квебеке. В 1917 году она превосходила производство всех остальных провинций, а к концу 1920-х годов Британская Колумбия производила половину годовой вырубки древесины в Канаде. Как и на Востоке, железные и водные пути доставляли древесину на мельницы или в порты. Сегодня в отрасли в основном используются грузовые автомобили. Лесное хозяйство по-прежнему является важной частью экспортной базы Канады.
|