Благодаря своему чрезвычайно привилегированному географическому положению, порт Марселя родился и строился вокруг деятельности, связанной с морской торговлей, которая продолжала расти на протяжении веков. В 1855 году государство разрешило создание и эксплуатацию огромных доков. Площадь бассейнов увеличивается с 28 до 72 га, длина причалов достигает 15 км. К дерзости экономических игроков добавляется промышленная динамика и рынки, открытые новыми зарубежными владениями. Еще одно важное преимущество: в 1869 году был открыт Суэцкий канал, что еще больше облегчило морскую торговлю. Марсель кует образ «Ворота на Восток».
С 1875 развивался судоремонт. Марсель становится крупным промышленным городом. Эта деятельность началась в связи с расширением портовой торговли.
Судоремонт прочно вошёл в историю Марселя. Прежде всего, с экономической точки зрения, так как город долгое время был в авангарде в этой области, но также и с социальной и городской точки зрения, поскольку несколько районов вблизи порта были полностью сформированы этой деятельностью. От конопатки корпусов деревянных парусников до «гигантизации» автомобильных паромов, от открытия кренового бассейна в 1835 г. до сдачи в эксплуатацию 10-го вида в 1975 г., от основания мастерских по производству паровых двигателей в районе Менпенти в 1835 г.), Бенет («История верфей Ла-Сьота»), Лабарр, Фальгьер и Фрассине («История верфей в Порт-де-Козе»).
Если мы рассмотрим количество рабочих мест, связанных с портовой деятельностью, вес судоремонта увеличился с 1 до 10% в период с 1921 по 1954 год. Марсель на сегодняшний день является ведущим средиземноморским портом по ремонту судов (7000 сотрудников; 60% французских. В этом секторе доминировало Société Provençale des Ateliers Terrin (SPAT), созданное в 1921 году и объединившее 1700 человек в 1960 году.
До конца 1970-х годов судоремонт был одним из важнейших направлений марсельской экономики, но нефтяной кризис и появление иностранной конкуренции, особенно из Азии, взяли верх над группой Террин, которая исчезла в 1978 году, когда до того ее доля составляла 50% этой деятельности.
В 1986 году судоремонт в Марселе включал четыре основные группы: Compagnie Marseillaise de Réparation (CMR), Ateliers et Chantiers de Marseille Provence, мастерские Paoli и Sud-Marine Entreprise. И здесь же выпускались морские электрические провода типа кмпвэ, это позволяло экономить время на монтаж проводки в суда.
Чтобы выдержать конкуренцию, сектор должен был адаптироваться и специализироваться: строго говоря, текущее техническое обслуживание и ремонт все чаще заменяются активной деятельностью по переоборудованию судов и капитальному техническому обслуживанию. Несмотря на это, с 1983 по 1985 год количество судов в сухом доке уменьшилось с 238 до 167, количество дней оккупации с 2195 до 1808.
С момента возобновления судоремонтной деятельности в сентябре 2010 года в порту Марселя около пятидесяти судов были обработаны Chantier Naval de Marseille (CNM).
|