Классическая гитара - один из самых популярных инструментов в современном мире, но что вы знаете о ее происхождении? Откуда произошло слово гитара? Кто были предками наших шести струн и как они развивались на протяжении веков, чтобы стать классической гитарой, которую мы знаем сегодня? Почему у гитары шесть струн?
Это статья будет касаться эволюции инструмента на протяжении всей истории, а также музыкантов и композиторов, которые оказали значительное влияние на его развитие и постепенное проникновение в популярную культуру.
От доисторических времен до средневековья: предки гитары
Музыка присутствует в людях с незапамятных времен. Если изучение доисторической музыки очень сложно, мы знаем, что она впервые появилась в форме танцев и ударных. Затем появились духовые инструменты, из которых самым старым из когда-либо обнаруженных является флейта, датируемая более 43000 лет назад!
Струнные инструменты появились позже, в Средней Азии они появились «всего» 5 000 лет назад. Инструменты, похожие на гитару, такие как ситар, пришедший из Индии, и сетар, созданный персами, относятся к этому периоду. Это восточное происхождение гитары находится в этимологии слова гитара.
- «Guit» происходит от санскритского Sangeeta, что означает «музыка».
- «Тара» - производное от персидского слова tar, что означает «веревка».
Любой хороший турист знает, что гитара - это инструмент, который легко транспортировать, и он широко распространился по Европе во время распространения мусульманских цивилизаций. Затем это слово постепенно трансформировалось и станет Kithara на греческом, qîtâra на арабском, guitarra на испанском и, соответственно, на французском guitare.
Раннее средневековье часто называют «темным средневековьем» из-за хаоса, который пережил западный мир. Это действительно время варварских вторжений, захлестнувших Европу и нарушивших хрупкое равновесие на континенте.
Большим исключением в этот период является Испания. После мусульманских завоеваний мавры поселились на Пиренейском полуострове, который они будут занимать более 700 лет и привнесут туда утонченность своей культуры. Студенты и ученые из Франции, Англии и со всей Европы изучали философию, науку, медицину, музыку, искусство и архитектуру вместе с мусульманскими учеными. Это привело к тому, что инструменты, созданные мусульманами, распространились по всему континенту; сначала в Париже, затем в остальной Европе.
Поэтому Европейцы обязаны мавританскому присутствию в Испании лютни, скрипки, флейты, различных духовых инструментов, но прежде всего гитары!
В средние века в Испании было два разных типа гитар. Guitarra Latina с изогнутыми сторонами и Guitarra Morisca с овальным резонансным корпусом, похожим на лютню.
Эти ранние гитары были проиллюстрированы в знаменитой Cantigas de Santa Maria, коллекции рукописей, написанных в 13 веке и являющейся одним из крупнейших сборников песен, известных со времен средневековья.
Гитара в эпоху Возрождения
Для тех, кто забыл свои уроки истории, Ренессанс - это период истории, простирающийся с 14 по 17 век, а также культурное движение, начавшееся в Италии, и одной из главных особенностей которого было позволить художникам - выразить себя более свободно.
В то время инструменты, привезенные маврами в Испанию, уже были разбросаны по Европе, среди них лютня и гитара.
Лютня была тогда самым популярным инструментом в Европе и считалась изысканной. Техника игры была похожа на манеру игры на пальцах, которую практикуют сегодня современные классические гитаристы. В первой половине XVI века у лютни было шесть пар струн, называемых хорами, а к концу этого века - до десяти.
Интересно, что гитара уже в те далекие времена была популярным инструментом, который в основном использовался для сопровождения популярных песен. Тогда в музыке, написанной гитаристами эпохи Возрождения, стала использоваться техника правой лютни, и именно так на классической гитаре играют до сих пор.
Инструмент быстро завоевал популярность у европейских народов, но понравился далеко не всем! Вот что некоторые критики XVI века говорили о нашем прекрасном инструменте.
«Раньше мы играли на лютне больше, чем на гитаре. Но за последние двенадцать или пятнадцать лет, каждый играет на гитаре, и лютня практически канули в Лету благодаря бог не знает, какая музыка играет на этих гитар, которые гораздо легче играть, чем лютня».
Это термин особенно вкусен и взят из словаря, датированного 1611 годом. «Теперь гитара - это не что иное, как колокольчик, потому что на ней так легко играть, особенно когда на ней играют. Настолько, что сегодня нет неравнодушного мальчика, который не был бы гитаристом». Это показывает, что разрыв между критикой и общественным мнением существовал уже в 17 веке.
Классическая гитара эпохи Возрождения во многом отличалась от современных инструментов. Гораздо меньше, он больше походил на большую гавайскую гитару и имел всего 3 двойных хора и один хор на скрипичной струне. Струны устанавливались так же, как на современной 12-струнной гитаре, и стандартной настройки тогда не было. Однако одним из самых популярных были G / G - C / C - E / E- A. Лады обычно делались из кишки и повязывались на шее.
Среди выдающихся композиторов этого периода можно назвать испанского Алонсо Мударру и французов Адриена Ле Роя и Гийома де Морлея. Основными характеристиками их произведений являются изысканность с наличием контрапунктов, напоминающих определенные лютневые репертуары того времени.
Классическая гитара в период барокко
В мире искусства период барокко - это период западной культуры, который простирался с 1600 по 1750 год. Лозунгами были величие, излишество и украшения, будь то скульптура, живопись, литература, танцы или музыка.
В начале 17 века гитара окончательно стала «респектабельным» инструментом, и все больше великих композиторов интересовались ею. Таким образом, Людовик XIV был большим поклонником гитары, и гитара нашла свое место под солнцем при дворе короля Франции. Благодаря ему такие композиторы, как Франческо Корбетта и Роберт де Визе, могли работать придворными музыкантами и практиковать свое искусство.
С точки зрения конструкции и общего вида гитару в стиле барокко можно рассматривать как прямого предка классической гитары. Однако инструмент в стиле барокко был меньше современной гитары, имел более легкую конструкцию и имел струны. Лады всегда делались из потрохов и завязывались на шее.
Великие мастера, такие как знаменитый Страдивари, начали изготавливать гитары, отражающие стиль того времени с красивым орнаментом в соответствии с духом того времени. К слову, сейчас в мире всего пять гитар Stradivarius, и только одна находится в состоянии, пригодном для игры на ней. Достаточно сказать, что это бесценно в прямом смысле этого слова.
В начале 17 века кому-то пришла в голову блестящая идея добавить высокую пятую струну к низу грифа инструмента, называемого лисичкой. У гитары в стиле барокко теперь было девять струн, четыре сдвоенных хора плюс лисичка.
Однако, если конструкция гитары в стиле барокко приближается к современным гитарам, сама настройка полностью отличается от того, что мы знаем сегодня, и позволяет создавать удивительные эффекты, которые отражают излишество и исследование величия, характерных для периода барокко. Если вы хотите сыграть старинные произведения на современной классической гитаре, вам нужно будет очень внимательно отнестись к аппликатуре и эффектам оригинальной пьесы, иначе вы никогда не сможете передать дух этих композиций.
Гитара в стиле барокко, в отличие от гитары, которую мы знаем сегодня, не настроена с использованием высоты тона в одном направлении (т.е. первая струна выше второй и т.д.). Она использует совершенно иную и оригинальную схему.
Говорят, что настройка включена (повторный вход в настройку на английском языке), что означает, что высота звука четырех хоров не следует друг за другом линейно. Вот и все, что касается принципа, но важно знать, что настройки того времени снова были довольно неоднородными и что еще не было стандартизированного камертона.
Гаспар Санс - самый выдающийся испанский композитор того периода, и отрывки из его произведения Instrucción de Música sobre la Guitarra Española все еще играют сегодня.
Гитара в классическую эпоху
Этот период в истории классической гитары длится с 1750 по 1820 год и включает музыку Моцарта и ранние дни Бетховена.
Из-за изменения музыкальных вкусов европейцев популярность гитары в начале классического периода упала. Композиторов, играющих на гитаре, было мало, и профессиональные музыканты и аристократы обращались к более «сложным» струнным инструментам, таким как клавесин, скрипка или виолончель. Моцарт, например, никогда ничего не сочинял для гитары. Единственным исключением из этого временного упадка является Испания, где гитара никогда не теряла своей популярности.
В классическую эпоху гитара претерпела множество преобразований. Самым важным является добавление шестого хора, но сегодня неизвестно, когда это изменение произошло.
Затем, примерно в 1780 году, эволюция технологии изготовления струн привела к появлению струн для бас-гитары с металлическим сердечником. Недорогие и простые в изготовлении, они быстро повлияли, который использовался до тех пор и который больше не использовался, за исключением тройных струн.
Обратной стороной было то, что эти новые струны имели тенденцию повредить лады, которые все еще были сделаны из кишечника. Поэтому пришлось заменить их металлическими ладами. Вторая трансформация, вызванная появлением намотанных струн, - это удаление струн из басового хора. Новые струны с обмоткой действительно были слишком мощными по сравнению с тройными струнами, и сохранение сдвоенного хора вызывало дисбаланс. После почти тысячелетней эволюции гитара наконец обрела свою окончательную шестиструнную форму.
К концу 18 века шестиструнная гитара затмила все другие типы гитар.и стало нормой. Розетка также постепенно исчезла, чтобы освободить место для отверстия, а гриф удлинили за счет девятнадцати металлических ладов, приподнятых и больше не выдолбленных в грифе. Также был увеличен корпус инструмента и поднят мост.
Если большая часть классического периода была коротким переходом через пустыню для гитары, то в начале 19 века интерес к ней резко возрос благодаря двум громким именам: Фернандо Сор и Мауро Джулиани. Кроме того, популярность Джулиани вдохновила на создание одного из самых первых журналов, посвященных гитаре, который назывался Giulianidad.
Классическая гитара в эпоху романтизма
Эпоха романтизма в истории западной музыки простирается с 1825 по 1910 год. Эта эпоха названа так потому, что тогда композиторы обратили свое внимание на выражение сильных эмоций и чувств в своей музыке .
Изменения в конструкции гитары, появившиеся в начале 19 века, стали одним из факторов возрождения ее популярности. Именно под влиянием таких мастеров, как Антонио де Торрес, которого считают отцом современной гитары, инструмент расширяется и принимает ту форму, которую мы знаем сегодня.
Новое поколение виртуозов начало появляться в эпоху романтизма.
Среди них мы находим испанца Дионисо Агуадо, итальянцы Маттео Каркасси, Фердинандо Каррули или Луиджи Леньяни.
Классическая гитара с 20 века до наших дней
С конца 20 века в истории классической гитары и развитии ее конструкции, репертуара и техники игры были отмечены три направления.
Первым из них была специализация музыкантов, которые начали дифференцировать себя между исполнителями и композиторами. Второй - возобновление интереса к музыке прошлых эпох. Наконец, третья тенденция - появление длительных сольных выступлений гитаристов-виртуозов для большой публики в больших концертных залах.
Во все изученные нами до сих пор периоды времени композиторы были солистами, которые играли только ту музыку, которую сочинили. К концу XIX века многие композиторы начали писать большие симфонические ансамбли или оперы, и им больше не нужно было выступать в качестве солистов. Их место заняли исполнители, которые не сочиняли, но довольствовались тем, что исполняли музыку, написанную другими, и эта операция постепенно стала нормой.
Еще одним фактором, способствовавшим специализации музыкантов, было рождение музыкальной звукозаписи. Взрыв спроса заставил музыкальную индустрию всеми способами искать новые произведения на рынке. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. Возникшая проблема заключалась в стремлении увековечить произведения классической и романтической эпох в ущерб интересу к новым композициям. Положительным моментом является то, что это позволило заново открыть для себя прекрасные, забытые произведения средневековья, эпохи Возрождения и Барокко, и сейчас существует множество записей произведений, относящихся к этому периоду.
Характер концертов в исполнении классических гитаристов также сильно изменился в 20 веке с появлением больших концертных залов. После того, как гитара превзошла лютню, гитара стала придворным инструментом, а гитаристы эпохи Возрождения или Барокко чаще всего работали при дворе короля или богатого дворянина, для которого они давали концерты перед очень ограниченной публикой. Условия игры были похожи в классическую и романтическую эпохи.
Эта интимная атмосфера повлияла на дизайн инструментов, и во все эти периоды имело значение только качество звука. Громкость звука тогда была второстепенной. Из-за необходимости играть перед большой аудиторией необходимо было развивать классическую гитару и найти способы увеличить ее мощность. Собственно приблизительно с XIX-XX веков началось и массовое производство данного инструмента, а купить гитару теперь можно и в обычном магазине музыкальных инструментов, нет надобности специально заказывать её изготовление.
Это побудило Антонио де Торреса увеличить размер звуковой коробки, а также полностью изменить внутреннюю структуру деки, популяризировав крепление вентилятора, чтобы добиться лучшего распределения звука.
Чтобы продемонстрировать свою концепцию и важность деки для звука гитары, Де Торрес даже сделал гитару с боковинами и подложкой из папье-маше!
Самым известным классическим гитаристом ХХ века, несомненно, является испанец Андрес Сеговия (1893–1987), который первым популяризировал классическую гитару среди широкой публики. Он без устали путешествовал по миру и вдохновил многих композиторов на написание новых произведений для классической гитары.
Среди других недавних громких имен, например, Джон Уильямс, композитор, ставший легендарным благодаря саундтрекам к фильмам, но который также является очень великим классическим гитаристом, Джулиан Брим, Эллиот Фиск, Дэвид Рассел, Лео Брауэр или Владимир Микулка.
В последние годы возникло движение гитаристов, играющих музыку в стиле барокко на копиях гитар или лютней в стиле барокко, при этом применяя технику игры, относящуюся к этим эпохам.
Наше путешествие по истории классической гитары подошло к концу.
|