1950-е годы
Общественное вещание RAI началось в 1954 году только с одним каналом. Это была и есть общественная телекомпания, она не несла рекламы, у нее не было конкурентов. В этих условиях производимая ими художественная передача не имела слишком большого коммерческого значения, и поэтому телевидение могло посвятить себя, по крайней мере частично, педагогико-просветительской роли. И действительно, между 50-ми и 60-ми годами телевидение стало очень важным инструментом массовой аккультурации среди аудитории, состоящей в основном из людей с низким уровнем образования.
Следуя этой логике, телетеатр сохранял большую роль в расписании RAI до 1960-х годов, фиксированного еженедельного мероприятия, на котором рассматривалась театральная постановка от древних греков до наших дней и которое продолжалось до 1960-х годов. Вначале это включало в себя живую съемку театральных представлений, которые исполнялись вживую. Потом перешли к специально построенным для телевидения постановкам, в которых различные камеры снимали театральную сцену, с более кинематографическим языком (планы и т.д.), пусть и с неизбежным обилием ошибок и уток (до начала 1990-х гг. невозможно записать). Это была важная тренировочная площадка для последующих телевизионных режиссеров.
Также родилась весьма специфическая художественная литература, типично итальянская, получившая название драмы. Поскольку изначально это были адаптации литературных или театральных произведений, термин «телероман» в то время также использовался как синоним. Это был мини-сериал с количеством серий, обычно около 6. Их характеристики в начале были в высшей степени театральными: в сценарии явно преобладали диалоги (и даже монологи) без заботы о переводе типичного литературного языка на понятный более плавный, подходит для движущихся изображений; декорации были очень бедны и часто располагались как крылья; игра актеров была довольно выразительной (но зрители привыкли благодаря успехам телетеатра). Поскольку записать не удалось, кадры были сняты различными камерами и транслировались в прямом эфире. Отсутствие монтажа также очень затрудняло сокращение мертвого времени и приводило к тому, что сцены разворачивались в небольшом количестве сред, почти всегда реконструируемых как внутри, так и снаружи.
Успехи того времени:
— «Маленькие женщины», режиссёр Антон Джулио Махано, по роману Олкотт, 1955 год.
— «Остров сокровищ», режиссёр Антон Джулио Махано, по роману Стивенсона, 1959 год.
— «Идиот», режиссёр Джакомо Ваккари, по роману Достоевского, 1959 год.
60-е годы
В 1962 году был представлен Ampex, то есть возможность записи на магнитную ленту. Таким образом, в драмах стало возможным иметь более упорядоченное и менее театральное построение повествования, сокращение мертвого времени, более быстрое перемещение из одной среды в другую, увеличение «настоящих» экстерьеров (которых все еще оставалось очень мало) и т.д. Большинство из них были сняты на пленку, смонтированы и впоследствии транслировались. Это золотое десятилетие итальянской драмы: эти драмы стали национальным явлением, а их главные герои стали настоящими звездами со всеми вытекающими отсюда звездными явлениями.
Успехи периода:
— Il mulino del Po, режиссёр Сандро Больчи по роману Бачелли, 1963 год.
— Мастро Дон Джезуальдо, режиссёр Джакомо Ваккари, по роману Верги, 1964 год.
— «Цитадель», режиссёр Антон Джулио Махано, по роману Кронина, 1964 год.
— Газета Джана Бурраски, режиссёра Лины Вертмюллер, по роману Вамбы, 1964 год.
— «Отверженные», режиссёр Сандро Больчи, по роману Гюго, 1964 год.
— Дэвид Копперфильд, режиссёр Антон Джулио Махано, по роману Диккенса, 1965 год.
— «Граф Монте-Кристо», режиссёр Эдмо Фенолио, по роману Дюма, 1966 год.
— «Обрученные», реж. Сандро Больчи, по роману Мандзони, 1967 г.
— «Черная стрела», режиссёр Антон Джулио Махано, по роману Стивенсона, 1968 год.
Помимо драмы, в Италии стартуют и эпизодические сериалы. Они никогда не достигнут количества драм, более того, хотя и будут растянуты на разные сезоны, но будут предлагать очень небольшое количество серий по сравнению с англосаксонскими моделями (часто не превышающее 4 за сезон). Жанр - мистика. Между ними:
— Лейтенант Шеридан с Убальдо Лэем, с 1959 по 1972 год. Вначале он был включен в программу под названием «Клуб Джалло», что-то среднее между викториной и телесериалом.
— Расследования инспектора Мегрэ по книгам Сименона с Джино Черви. С 1964 по 1972 год.
— Ниро Вульф, из книг Рекса Стаута, с Тино Буазелли, 1969.
70-е годы
С конца 1960-х годов RAI прекратил производство собственных драм и начал добиваться соглашений и сотрудничества с частными кинокомпаниями и зарубежными телекомпаниями. Это позволило увеличить экономические инвестиции и запустить настоящий «Колоссал». Первым из них была «Одиссея» режиссера Франко Росси, снятая в 1968 году с участием международного актерского состава и сделанная в манере, которая до сих пор доставляет большое удовольствие. Эти международные драмы имели очень высокое качество и были куплены многими зарубежными сетями. Между ними:
— «Энеида», режиссёр Франко Росси, 1971 год.
— «Жизнь Леонардо да Винчи», режиссёр Ренато Кастеллани, 1971 год.
— «Моисей», режиссёр Джанфранко Де Босио, 1974 г.
— «Сандокан», режиссёр Серджио Соллима, 1976 г.
— «Иисус из Назарета», режиссёр Франко Дзеффирелли, 1977 г.
Подход к миру кинематографа также привел к использованию известных режиссеров при создании телевизионных драм. Самый известный и ценный случай – это случай Роберто Росселлини, который посвятил себя драмам и фильмам в двух эпизодах с очень сильным дидактическим отпечатком:
- Эра железа (1964, 5 серий)
- Деяния апостолов (1968, 5 серий)
- Борьба человека за выживание (1967-1969, 12 серий)
- Сократ (1970, 2 эпизода)
- Августин Гиппопотамский (1972, 2 эпизода)
- Эпоха Козимо Медичи (1972, 3 эпизода)
- Картезий (1973, два эпизода)
- Захват власти Людовиком XIV (1966, телефильм)
- Блез Паскаль (1971, 2 эпизода)
- Августин Гиппопотамский (1972, 2 эпизода)
В семидесятых годах RAI также начал финансировать фильмы, предназначенные для кинотеатров, с тем преимуществом, что их можно было затем транслировать по телевидению без дополнительных платежей («плата за антенну»). Затем эта практика станет все более широко распространенной, и участие в финансировании RAI будет важным голосом большей части нашего местного кинематографа до 1990-х годов. Среди первых: «Стратегия паука» Бернардо Бертолуччи и «Клоуны» Федерико Феллини, оба 1970 года.
Другие постановки были более традиционными (...и звезды смотрят, режиссер Антон Джулио Махано, по роману Кронина, 1971), но с набегами на необычные для итальянской традиции жанры, такие как фантастика (например, «Знак командования»), режиссер Даниэле Д'Анца, 1971, и «L'amaro caso della Baronessa di Carini», режиссер Даниэле Д'Анца, 1975) и в научной фантастике («А значит Андромеда», режиссер Витторио Коттафава, 1975).
80-е-90-е годы
В конце семидесятых годов телевизионные станции расширили свои программы, и частные телевизионные станции начали конкурировать с RAI. Их метод прост: не производить самостоятельно, а массово импортировать из США. США заинтересованы в том, чтобы продавать продукцию по низким ценам, чтобы вторгнуться на рынок и сокрушить местное производство. Под давлением частных телеканалов RAI также адаптируется, постепенно сокращая производство и импорт из-за границы. В 1980-е годы Италия стала ведущим импортером художественной литературы в Европу. Самопроизводство разваливается. Среди немногих исключений:
— «Марко Поло», режиссёр Марко Монтальдо, 1982 год.
— «Кристофоро Колумбо», режиссёр Альберто Латтуада, 1985 г.
— «Обручённые», режиссёр Сальваторе Ночита, 1989 г.
В середине 90-х годов снова была предпринята попытка стать международным блокбастером с различными эпизодами Библии с преимущественно неитальянским техническим и актерским составом. Однако большим успехом того периода стала драма с относительно невысокими затратами, которая экспортировалась по всему миру в течение семи сезонов, с 1984 по 2000 год: «Осьминог», один из немногих примеров телевизионной драмы с гражданской ответственностью.
Усталость публики, высокая стоимость импорта и закон 1998 года, который обязывает телесети инвестировать в национальное производство, - все это причины, способствующие восстановлению телевизионных драм итальянского производства с конца 1990-х годов. Это подразделяется на:
- многолетняя художественная литература, самой успешной из которых является мыльная опера «Un posto al sole» (из неитальянского формата, с 1996 года по сегодняшний день). Еще один успешный сериал в испанском формате: «Доктор в семье» (четыре сезона, с 1998 г.);
- многосезонные мини-сериалы, как правило, с полуторачасовыми сериями/эпизодами, такие как «Отряд» (семь сезонов, с 2000 г.), «Марешиалло Рокка» (с 1996 г., 5 сезонов), «Полицейский округ» (на канале 5, с 2000 г., 6). сезоны), Линда и бригадир (1997, 3 сезона), Священник среди нас (1997), Дон Маттео (1999-2006);
- мини-сериал из двух серий, таких как «Падре Пио, между небом и землей» (2000, RAI), «Падре Пио, святой среди нас» (2000, Mediaset), «Папа Иоанн, добрый папа» (2003), «Перласка» (2005).
Сегодня многие фильмы можно смотреть в формате онлайн. Гримм смотреть онлайн можно бесплатно в любое время суток.
Итальянское кино, в настоящее время переживает не лучшие времена. Местные кинопрокатчики не могу конкурировать не только на мировом рынке кино, но и проигрывают на местном рынке. Зрители все больше предпочитают Интернет, вместо кинотеатров.
|