Упаковка уже существовала несколько сотен лет назад, и ее основная роль заключалась в том, чтобы хранить и транспортировать продукты без риска.
На эволюцию упаковочной промышленности сильно повлияла промышленная революция середины девятнадцатого века, сопровождавшаяся исходом населения из сельских районов, что ознаменовало увеличение спроса в деревнях, которые когда-то были самодостаточными.
Таким образом, промышленная революция способствовала росту прилавков, торгующих продуктами питания и потребительскими товарами для нового зарождающегося рабочего класса. Эволюция индустриальной эпохи привела к созданию универмагов, что создало необходимость информировать потребителя о продукте, а затем дифференцировать продукт, чтобы продавать его лучше.
В настоящее время глобализация торговли подтолкнула упаковку к удовлетворению других потребностей в более долгосрочной сохранности. Например, транспортировка замороженных или свежих продуктов на большие расстояния стала возможной благодаря разработке новой упаковки, технически отвечающей этим требованиям.
Кроме того, осведомленность населения об опасности пищевых отравлений, сопровождаемая определенным желанием иметь свежие продукты высшего качества, позволила нам стать свидетелями рождения так называемой активной и интеллектуальной упаковки, которая передает информацию о характеристиках пищевых продуктов.
С момента появления политики устойчивого развития мы стали свидетелями появления так называемой «устойчивой», «экологической» или «зеленой» упаковки.
Эта реальность особенно важна для европейского рынка. Более того, законодатели стран-членов Евросоюза приняли законы в этом направлении. Все эти требования и давление заставляют нас задаться вопросом, соответствуют ли наши упаковочные системы, используемые в настоящее время в пищевой промышленности, современным требованиям.
Прошли те времена, когда упаковка просто выполняла роль транспортировки и сохранения продукта. Мы сталкиваемся с наукой об упаковке, более сложной и более творческой.
Упаковка: терминология, функции
Упаковка часто состоит из нескольких компонентов разных форм, функций и материалов, чтобы удовлетворить дополнительные потребности для конкретного продукта. В частности, упаковка пищевых продуктов (чувствительных и скоропортящихся продуктов) не должна представлять опасности для здоровья человека и должна соответствовать природе продукта, его физической форме, его защите и его деградации, вызванной различными биологическими или химическими причинами. Кроме того, используемое упаковочное оборудование не редко имеет специальную сертификацию на соответствие требованиям к безопасности.
Упаковка: терминология
Для того чтобы составить качественную техническую лексическую базу, необходимо вернуться к классификации ключевых терминов индустрии упаковки пищевых продуктов.
Первичная упаковка:
- При прямом контакте с продуктом ее цель - удержать и сохранить его. Эта упаковка должна быть совместима с продуктом и защищать его от любых внешних загрязнений, которые могут вызвать нежелательную деградацию.
Вторичная упаковка:
- Часто используется для защиты устройства или для облегчения использования продукта. Несколько первичных упаковок могут содержаться во вторичной упаковке, которая, таким образом, соответствует единице продажи. Упаковка также имеет функцию сообщения информации о продукте потребителю и, следовательно, продажи продукта. Его также называют единицей продаж.
Транспортировочная упаковка:
- Сюда входит несколько вторичных упаковок для обработки и защиты контейнеров во время транспортировки.
Транспортная упаковка:
- Часто изготавливается из многоразовых деревянных или пластиковых поддонов, которые позволяют транспортировать, хранить и обрабатывать определенное количество транспортных единиц.
Роль пищевой упаковки
Техническая роль упаковки
Роль упаковки заключается в том, чтобы содержать продукт, защищать его от любого загрязнения, обеспечивать его транспортировку, распространение, хранение, демонстрацию, использование и, наконец, его окончательную утилизацию.
Однако редко можно найти единую упаковку, которая выполняет все эти функции, поэтому необходим набор материалов, формирующих упаковочную систему, идеально подходящую для данного продукта. Таким образом, упаковка представляет собой систему взаимозависимых форм, которая требует глобального подхода для создания эффективной системы.
Системный подход объединяет несколько факторов дизайна упаковки: дизайн продукта, его производство, его хранение, его распространение, розничную продажу и потребление с учетом имиджа бренда и окружающей среды.
Упаковочные материалы, наиболее часто используемые в пищевой промышленности: пластик (гибкий или жесткий), бумага, картон, стекло и металлы.
Конечными пользователями являются учреждения, оптовые и розничные торговцы и потребители.
Маркетинговая роль упаковки
На рынке с возрастающей конкуренцией, где новые продукты размножаются ускоренными темпами, упаковка стала наиболее стратегическим инструментом коммуникации для всех повседневных потребительских товаров.
Первый контакт с потребителем, а зачастую и единственный, дизайн упаковки выходит за рамки эстетического упражнения: это настоящий коммуникативный вызов.
Опросы показывают: 70% решений о покупке по-прежнему и всегда принимаются в магазине, спонтанно перед полками.
Даже самый лучший продукт в самой лучшей упаковке может остаться незамеченным, если:
1) не привлекает внимание;
2) не передает правильное сообщение.
Плохой дизайн упаковки также является одной из основных причин провала новых продуктов, выпускаемых МСП, поскольку этот заключительный этап производства (и первый этап маркетинга) часто слишком быстро (или плохо) продумывается, создается и осуществляется.
В упаковке все понятно. Возьмем, к примеру, цвета. Их значение может варьироваться от одной категории продуктов к другой: слишком ярко-зеленый будет напоминать об искусственных ароматах, а бледно-зеленый — скорее о натуральном продукте.
Кроме того, угол и расположение различных коммуникационных элементов могут передавать множество сообщений, которые могут быть положительными… или противоречить желаемому изображению.
Спецификации упаковки: перед началом любых работ по проектированию важно написать спецификацию упаковки. Эти спецификации представляют собой сводку элементов информации, необходимой для разработки эффективной упаковки и сообщения.
|