Актеры греческого театра носили специальную обувь, увеличивавшую их рост, и всегда использовали большие маски, позволяющие даже самым далеким зрителям сразу распознать тип персонажа. Маски использовались потому, что каждый актер играл не одну роль, и даже женские роли всегда исполнялись мужчинами. Возможно, они также служили для усиления голоса.
Именно город организовывал спектакли, и более богатые граждане часто брали на себя расходы по их организации, как современные спонсоры. В представлениях участвовали граждане всех сословий, оплатившие билет (бронзовый или кожаный жетон). В эпоху Перикла вход был свободным и, по-видимому, помимо женщин и детей, вместе со своими хозяевами могли входить и рабы. В каждом городе, даже маленьком, был свой театр, а в Афинах около 430 г. до н.э. при населении около 200 000 жителей, по оценкам, представления посещали более пятнадцати тысяч зрителей. Зрители оживленно участвовали в актерских состязаниях, продолжавшихся целый день: ели, свистели, хлопали в ладоши и ноги и выражали с теплотой одобрение или неодобрение, бросая в актеров оливки, инжир и даже камни. В конце забега победитель награждался венком из плюща. Обычно автор текста также был актером и брал на себя задачу инструктировать хор, писать партитуру и заботиться о том, что мы бы назвали режиссурой: координацией игры актеров и танцев.
Греческий театр: происхождение и характер
Театр Древней Греции родился из простых обрядов в честь Вакха. По традиции, первое представление было связано с неким Теспидом, греческим поэтом и музыкантом VI века до нашей эры. Чтобы сделать сцену более оживленной, он ввел нового персонажа, олицетворявшего бога, и рассказал о своих подвигах хору, вопрошавшему ему вопросы. Поэтому мы можем говорить о настоящем театральном представлении.
Опять же, согласно традиции, Феспис также написал множество театральных композиций, и говорят, что для того, чтобы иметь возможность представлять их во всех деревнях Аттики, он использовал передвижную сцену, оборудованную колесами и запряженную волами, по которой он передвигался вместе с Актерами.
Вскоре все греческие города имели свой постоянный театр, т.е. особую перестройку, в которой уже проводились театральные представления. Учитывая очень большую явку публики, они обычно представляли собой весьма грандиозные сооружения, вмещавшие обычно десятки тысяч зрителей.
Первым на сцену выходил хор, обычно состоящий из двенадцати певцов. По кивку руководителей хора, называемого «corifèi», певцы начинали петь все вместе песню. Таким образом участники сцены представляли зрителям всю информацию, необходимую для понимания событий, которые предстояло представить на сцене. Когда пение заканчивалось, актеры приступали к действию. В антрактах Хор имел и функцию повествования публике о тех событиях, которые служили связующим звеном одного действия с другим (Обычно действий было три). Самые первые театральные представления касались почти исключительно деяний богов. Но позже писатели театра вынесли на сцену истории реальных людей, а также важнейшие исторические события страны. Естественно, не все события могли иметь одинаковую тональность, ведь были и печальные, и радостные. В зависимости от тона спектакль принимал разное название.
Собственно тогда же было заложено актерское мастерство для детей.
Таким образом, театры пришли к выделению трех типов изображения:
• трагедия: сценическое представление серьезных событий с почти всегда болезненным и скорбным концом;
• комедия: театральное представление, в котором рассказываемые события имели счастливый конец;
• фарс: сценическое представление, легкая тема, имевшая целью развлечь публику бурлескными мероприятиями,
- актеры не красились, а закрывали лица маской. Вначале было два типа масок: одна для трагедии, другая для комедии. У первого было испуганное выражение лица, а у второго было более спокойное. В дальнейшем появились различные маски, каждая из которых представляла четко выраженный тип: трагический герой, коварный мусорщик, ростовщик, хвастун, гордец и т.д.
Костюмы были традиционными и символического цвета; на самом деле у траурных персонажей были черные, а у государей - более яркий цвет, часто красный. Главной одеждой актеров был «хитон» — длинное платье, доходившее до ног, подтянутое поясом, расположенным на уровне груди. Актеры также использовали «хламис», короткий плащ, застегивавшийся на правом плече пряжкой, и «химатом», очень большой, длинный и развевающийся плащ.
|