В Древнем Риме с наступлением темноты и ночью только дома богатых освещались многочисленными факелами, тогда как единственный свет, исходящий от луны, предназначался для менее обеспеченных. В средние века существенных изменений в системах искусственного освещения не произошло. Основными источниками света были масляные лампы и факелы, а также воск. Наиболее освещенными зданиями были, конечно, религиозные здания, в частности церкви, тогда как дома обычно освещались слабым светом очага или, самое большее, несколькими факелами.
В начале восемнадцатого века (определяемого по иронии названия веком Просвещения) ситуация не изменилась, поскольку искусственное освещение не претерпело серьезных преобразований, поэтому продолжали использоваться масляные лампы и огонь с помощью факелов, свечи, лампы, камины и т.д. Лишь наиболее важные центральные площади были оборудованы огнями, хотя зачастую и недостаточными, настолько, что для особо важных событий прибегали к грандиозным факельным шествиям, как это произошло в 1716 году по случаю рождения сына Карла VI. Сам купол собора Святого Петра освещался рядом больших свечных фонарей. Освещение улиц возлагалось также на светильники, ставившиеся на стенах или углах зданий, часто размещавшиеся внутри небольших алтарей, откуда знаменитые уличные мадоннели, как называли в Риме священные эдикулы, распространяли вниз свой неопределенный свет и слабый свет, но это величественное зрелище озаряло лицо Мадонны.
Лишь к концу восемнадцатого века общественное освещение начало значительно развиваться в большинстве итальянских городов. Первая попытка уличного освещения в Риме была предпринята в 1765 году постановлением монсеньора Маффеи, согласно которому на перекрестках улиц требовалось разместить два больших фонаря с огнями.
О общественном освещении начали говорить при понтификате Пия VI (1775-79) и в литературных «Эфемеридах Рима» 1787 года, проект, который затем был возобновлен в июне 1798 года совместно с Французской Республикой, когда был издан указ генерала Гойона де Сен-Сиром, обязывал всех владельцев домов, имевших более трех окон, выходящих на улицу, держать висящим на окне первого этажа фонарь, который должен был оставаться освещенным от захода солнца до начала нового дня. Также в том же году Франческо Беттини предложил проект функционального освещения, направленный на современное использование улиц и площадей с непрерывным распределением масляных ламп вдоль центральной оси городских улиц, что достигалось путем прикрепления их к центру двойных веревок, протянутых между зданиями. Однако в 1801 году этот тип освещения был запрещен.
Однако во время наполеоновской оккупации (1809–1814 гг.) было принято решение, что тысяча масляных фонарей подвешивалась на железной проволоке, протянутой от одного дома к другому на главных улицах. Кроме того, семьсот трактиров обязали поставить на двери зажженную лампу.
Лишь в начале девятнадцатого века в Римской республике была задумана первая служба «фонарщиков», имевшая восемь складов для материалов, рабочих и штатных служащих, задачей которых была проверка хорошего качества промасленного полотна, когда свет включается и так далее. Целью было стать вровень с другими европейскими столицами и гарантировать оккупационным войскам более эффективный контроль.
Папское государство, вернувшееся к власти в 1814 году, сочло целесообразным не менять эти положения; более того, оно увеличило количество масляных ламп, которые подвешивались на длинных шарнирных железных опорах, которые, опускаясь, облегчали освещение с земли. Ситуация не менялась до 1844 года, однако только в 1847 году папское правительство начало проявлять интерес к газовому освещению.
В декабре 1847 года газовое освещение города Рима было заключено с компанией Адриано и Фрателли Труве. Вместо выполнения контракта компания продала его Джеймсу Шепарду как сопредставителю English Gas Lighting and Coke Company. Так, в 1852 году папское правительство под покровительством папы Пия IX дало согласие на введение газа, и в том же году в папском Риме родилось Англо-римское общество газового освещения, также называемое просто Обществом газа. Эта компания, получившая концессию на освещение и отопление на государственной земле Рима, должна была обеспечивать общественное и частное освещение карбюраторным водородом, добываемым исключительно из каменного угля из газа самого известного качества, в то время как подача газа должна была быть идеально спланирована и не содержит углекислого газа и сероводорода. В конце 1853 года состоялось первое испытание на зажигание, а несколько месяцев спустя понтифик отправился посетить газовую мастерскую на Виа дей Черки.
2 февраля 1854 года новая система общественного освещения была торжественно открыта в Палаццо Дориа, зимний сад которого освещался 2000 газовыми лампами. Таким образом, именно благодаря Шеперду, которому Папа Пий IX оказал важную честь на следующий день после инаугурации, который был ответственным за первое настоящее освещение города Рима, также потому, что с этого момента распространение газового освещения было во всех Основных районах, настолько быстрыми, что произвели революцию в ночной жизни горожан. Именно по этому случаю римляне впервые увидели вертикальные чугунные уличные фонари, которые в XIX веке были одной из любимых тем в рисунках дневников и путешественников, посещавших столицу. Среди наиболее распространенных уличных фонарей были «обычная модель», «модель Антико Корсо» и меньшие фонари из железа и чугуна, расположенные в самых популярных кварталах, а на мостах и площадях в центре - фонари элегантной формы и художественно оформленные украшены были, часто созданные известными художниками, такими как Дуилио Калемботти, чей монументальный фонарный столб выставлен в Музее итальянского чугуна в Лонгьяно, в Романье. Разнообразие уличных фонарей включало модели канделябров, фонарей и кронштейнов. Полка, украшенная орнаментом из виноградных листьев, была принята в Риме с середины девятнадцатого века. Когда пьемонтцы вошли в Рим в 1870 году, они обнаружили обширную сеть общественного освещения, состоящую из 2000 газовых ламп. Их расположение вдоль улиц центра и сегодня можно увидеть по небольшим белым майоликовым плиткам с синей окантовкой и цифрами того же цвета, выложенным на фасадах зданий.
С появлением электричества в начале ХХ века высота столбов значительно увеличилась, хотя украшение еще не исчезло. С приближением середины века украшения становятся проще и меньше. Электричество, продукт промышленной революции, в свою очередь, принесло с собой важную экономическую и социальную революцию, которая с годами полностью изменила жизнь на Земле. Зависимость человека от последней со временем постепенно возрастала, и сегодня, если бы она исчезла, мир остался бы парализованным.
Проектирование освещения, сегодня это не хаотичное мероприятие, а продуманный процесс.
Любопытно: в Риме, согласно переписи населения XIX века, насчитывается более пятисот мадоннелей, небольших вотивных алтарей, расположенных на углах улиц, но когда-то давно их было тысячи. Почти все они датируются периодом между семнадцатым и девятнадцатым веками, и многие посвящены Мадонне, от которой и произошло это прозвище. Их слабый свет зачастую был единственным освещением, освещавшим улицы города во тьме ночной. Объектом народного почитания им приписывались чудесные способности, из которых наиболее частой была способность плакать. Подозрительное чудо, по мнению Джоаккино Белли, который в 1835 году посвятил мадоннели один из своих ярких сонетов: Semo da capo.
|