Астрология развивается на основе вавилонского наследия и греческой философии (особенно стоицизма) и достигает своей кульминации в Тетрабиблосе Клавдия Птолемея. В Древнем Риме астрология появилась примерно во II веке до нашей эры и была принята Августом и первыми императорами. Впоследствии на деятельность астрологов накладываются жесткие ограничения, которые не позволяют делать прогнозы по государственным делам. Магия была осуждена в Риме уже в архаическую эпоху, но магические практики, такие как таблички с проклятиями (defixiones), распространялись до конца Империи. Гадание этрусского происхождения играло институциональную роль до конца республики. При Августе и его преемниках это строго контролировалось императором, а частные или несанкционированные гадательные практики строго подавлялись. С IV века гадалок и магов преследовали и наказывали смертью.
ИСТОКИ АСТРОЛОГИИ
Начало изучения звезд и астрологии относится к Месопотамии в конце III тысячелетия до нашей эры. Значение астрологических предсказаний в жизни ассирийцев и вавилонян (называемых в классическом мире халдеями) было таково, что не возможно понять их цивилизацию независимо от астрологической документации. Греческие и латинские писатели называют халдеев астрологами; в Библии (Даниил, 5, 10) астрологи Вавилона называются халдеями. В «Эпиномисе» (приписываемом Платону, но написанном Филиппом Опунтом) изучение звезд считается очень древней деятельностью вавилонского происхождения. Эта концепция утвердилась в эпоху эллинизма и была принята римлянами. Именно халдей Берос познакомил греков с вавилонской астрологией в III веке до нашей эры. Для вавилонян (уже во 2-м тысячелетии) Земля, ее обитатели и события, происходящие на ней, рассматриваются как отражение звезд, которые, мудро руководствуясь божествами, наблюдают за людьми. Жизнь человека, города, экономика, государственные дела и войны обусловлены тем, что происходит на небесах. В нововавилонскую и ахеменидскую эпохи были известны и включены в зодиак основные созвездия. Около 600 г. до н.э. зодиак был разделен на 12 частей по 30° каждая, названия которых имеют шумерское происхождение. Существует тесная связь между небесными телами и божествами: с божествами связаны Луна, Солнце и пять известных вавилонянам планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн). В действительности планеты не отождествляются с божествами, а представляют их.
Одним из основных источников вавилонской астрологии являются 70 табличек, составляющих «Энума Ану Энлиль» — астрологический труд, дошедший до нас на шумерском и аккадском языках. Таблицы содержат тысячи аннотированных предзнаменований, дающих информацию о земных событиях, которые могут произойти в соответствии с определенными небесными явлениями. В Месопотамии I тысячелетия до нашей эры астрологи или писцы принадлежали к высшему интеллектуальному и религиозному сословию и играли очень важную роль при дворе, где некоторые из них были советниками государя. Астрологическая дисциплина обычно передается от отца к сыну, но мы знаем, что с 16 века до нашей эры существовали вавилонские школы астрологии (например, в Уруке, Уре, Вавилоне и Ниппуре) и на ассирийской территории (например, в Ассуре и Ниппуре, Ниневия). Вавилонские астрологи, обладающие астрономическими навыками, составляли разного рода руководства, такие как вышеупомянутая «Энума Ану Энлиль», а также простые в использовании справочники. В дополнение к наблюдению за звездами астролог должен интерпретировать знаки, наблюдаемые на небе, сверяясь с имеющимися в архивах копиями великой серии предзнаменований, содержащихся в «Энума Ану Энлиль», из которых можно сделать вывод, что делать. Поскольку небесные явления представляют собой волю богов, во многих случаях на негативные приметы можно повлиять соответствующими молитвами и ритуалами. Помимо публичной астрологии, халдеи практикуют и частную астрологию, формулируя приметы, взятые из рождения.
Египтяне разработали 12-месячный календарь по 30 дней каждый плюс пять дополнительных дней (эпагомени), которые считались особенно неблагоприятными. Однако не похоже, чтобы древнеегипетские календари были связаны с астрологическими практиками. За исключением надписей из внутренней кельи храма Саф-эль-Хенна (IV в. до н.э., период Нектанебо I, 30-я династия), астрологических текстов фараонов Египта - до нас не дошли. Вавилонская астрология начала распространяться в Египте в III веке до нашей эры. Зодиак был введен в Египет в эпоху Птолемеев, но египетского происхождения имело деление каждого знака зодиака на три части, каждая по 10°, называемых деканом в Эллинистической эпохе. 36 деканов соответствуют такому же количеству сидерических божеств, управляющих различными частями тела, географическими областями, метеорологическими явлениями и климатом.
АСТРОЛОГИЯ ОТ АЛЕКСАНДРИИ ДО РИМА
В эллинистической астрологии, влияние которой продолжалось до эпохи Возрождения, сошлись вавилонская астрология, египетское учение о деканах и греческая астрономия, в частности звездная карта неба. С дидактической поэмы Арато ди Соли «Файномены» у греков начался процесс мифологизации неба, то есть ассоциации животных, человеческих историй и мифологических фигур с созвездиями. Поэму Арата комментирует Эратосфен Киренский, знаменитый александрийский библиотекарь, в произведении под названием Catasterismi. Катастеризм, или превращение в звезду, является частью древнегреческой мифологии и сейчас внедряется в астрологическую литературу. Первые эллинистические астрологические трактаты появились во II веке до нашей эры, в них упоминались божества и фараоны Древнего Египта, с целью облагородить дисциплину, импортированную из Месопотамии и профильтрованную через греческую науку. Один из самых известных, состав которого был отнесен ко II веку (но по некоторым данным относится к первой половине I века до нашей эры), содержит элементы вавилонской астрологии, египетского учения о деканах и порядке расположения планет, считается что разработали греки. Произведение (псевдоэпиграф) написано на греческом языке и приписывается фараону Нечепсо и жрецу Петосирису. Атрибуция произведений реальным или легендарным персонажам Древнего Египта — широко распространенная практика в астрологии и оккультных науках эллинистической эпохи. В астрологии II и I веков до нашей эры четко определены методы составления гороскопов. Астролог должен определить звезду, которая находится на востоке в момент рождения: это «звезда» человека. Каждой планете присвоен определенный дом в одной из 12 фигур зодиака: Солнце и Луна принадлежат Льву и Раку соответственно, в то время как каждая из реальных планет имеет две: одну дневную и одну ночную. Планета достигает максимальной силы, когда она входит в дом своей собственности, и особенно активна в течение дня в своем дневном месте жительства, в ночное время в своем ночном месте жительства. Астрологи присваивают каждой планете точки «экзальтации» и «депрессии»: когда планета находится в определенном знаке зодиака, она оказывает самое сильное влияние, самое слабое — в противоположном. Солнце наиболее сильно в Овне и наиболее подавлено в Весах.
В те времена, вполне можно было составить - гороскоп бесплатный по дате рождения.
В эллинистическую эпоху стали выделять три типа астрологии: день рождения, катархический и мировой, или общий. Первая формула составляет гороскопы и предсказывает события, касающиеся жизни людей, исходя из положения звезд в момент рождения; второй указывает подходящий момент для начала определенного начинания, основываясь на изучении положения звезд в принимаемые во внимание моменты и гороскопа человека, который должен действовать; третий предсказывает природные явления, засухи, голод, а также судьбы народов и государств. Эта последняя форма астрологии, которую мы могли бы определить как имеющую геополитическое содержание и которая имеет приоритет над индивидуальной генеалогией, помещает регионы Земли и целые народы под власть звезд, от которых зависят характеры, цивилизации, привычки, политические системы и религии. Планеты называются управителями времени (хронократорес) и управляют течением жизни каждого человека, так что семь планет в порядке их следования управляют возрастом человека: Луна в раннем детстве, затем Меркурий, затем Венера, которая управляет третий возраст, юность, и проявляет свою силу в страстях; следовательно, Солнце, которое дает мастерство и безопасность действию. После Солнца идет Марс, который вступает в эпоху полной силы и привносит горечь и страдания жизни. Поздняя зрелость регулируется Юпитером, что приводит к отказу от чрезмерной усталости и привносит благопристойность и предусмотрительность. Последний возраст, старческий возраст, контролируется Сатурном, который приходит, когда жизненные энергии остывают. Установлено соответствие между небесными телами и частями человеческого тела, что составляет основу трактатов по ятроматематике, или астрологической медицине, часть из которых приписывается Гермесу Трисмегисту и датируется II-I веком до нашей эры.
Небесные тела также оказывают свое влияние на растения, драгоценные камни и металлы. Ассоциация планет с металлами, которая станет частью алхимической символики последующих столетий, устанавливает соответствие между Солнцем и золотом; Луна и серебро; Сатурн и свинец; Юпитер и олово; Венера и медь; Марс и железо.
Хотя в классическую эпоху греки не практиковали астрологию, философские идеи, разработанные греками, обеспечивают концептуальную основу для развития астрологических доктрин, о чем свидетельствует «Тетрабибло» Клавдия Птолемея, где мы находим некоторые мотивы аристотелевской философии, а также философии стоиков. Критикуемая скептиками и эпикурейцами, астрология вместо этого принимается и переосмысливается стоиками. Академический философ Карнеад, противник стоицизма, выдвигает многочисленные возражения против астрологии, некоторые из которых вновь поднимаются в последующие столетия, например, разная судьба двух близнецов, появившихся на свет почти одновременно (и, следовательно, с тот же гороскоп) и тот факт, что в одном бою погибают несколько человек, родившихся в разное время.
|