Франчайзинг зародился в средние века, особенно между 10 и 12 веками, путем предоставления свобод и привилегий, предоставленных лордами в пользу определенных территориально определенных групп населения (см. Договор франчайзинга города Шамбери, хранящийся в архивах FFF).
Коммерческая метаморфоза произошла в 18 веке с отменой внутренних пошлин и пошлин, этап, прослеживаемый в некоторых нынешних выражениях, таких как «освобождение от таможенных сборов», «освобождение от налогов», «освобождение от почты» или даже «дипломатическая откровенность».
Хорошим идеям иногда требуется время, чтобы заявить о себе, прежде чем они привлекут наибольшее количество людей.
Новая эра
В 1930-х годах одновременно в Соединенных Штатах и во Франции несколько пионеров заложили основы системы ассоциаций, которая впоследствии породила концепцию избирательного права.
Действительно, с того времени Жан Пруво, руководивший Lainière de Roubaix, захотел создать дистрибьюторскую сеть. Он поручает молодому политехнику Филиппу Бургиньону открыть сеть магазинов. Независимые ритейлеры будут связаны контрактом, гарантирующим им эксклюзивность продуктов, а также географическую зону.
Так родилась франшиза, стратегия развития.
Менее чем за десять лет это позволит Penguin Wools создать сеть из 350 франчайзи.
По любопытному совпадению, по другую сторону Атлантики строгость и ограничения антимонопольного законодательства вынудили производителей автомобилей с 1929 года представить себе новые системы распределения, которым было запрещено владеть точками продаж.
Сразу же коммерческий директор General Motors работал с юристами компании над новым типом контракта, избегая этой ловушки. Объединив независимых дилеров, было заключено первое соглашение о франшизе, что положило начало быстрому расширению.
С того момента бизнес по франшизе стал распространяться и по другим отраслям деятельности.
Большое развитие
Если во Франции нужно было ждать до начала 1970-х годов, чтобы увидеть распространение франшиз, то сразу после войны американская территория была покрыта новыми франшизами. Этот молниеносный старт легко объясним. Размер и важность американского рынка вынуждают большинство крупных компаний обращаться к системе, которая позволяет им увеличивать свою долю на рынке без крупных инвестиций.
Кроме того, это решение позволяет любому человеку с небольшим капиталом начать собственный бизнес. Это сочетание благоприятных факторов объясняет впечатляющее возрождение в период с 1950 по 1970 год. Сегодня количество франчайзинговых точек продаж в Соединенных Штатах составляет около 757 348. Их оборот составил более 802 миллиардов долларов в 2019 году и 8 275 000 рабочих мест в более чем 3000 сетях.
Сосредоточенная на 80% на услугах, американская франшиза отводит почетное место гостиничному бизнесу, временной работе, аренде автомобилей и фаст-фуду...
В настоящее время, в своей полной зрелости, она уже достигла определенного уровня насыщения. Так что американцы сейчас разыгрывают карту внешнего рынка. Почти половина из них имеет международное присутствие.
Через несколько лет франчайзинговый бум также изменил французский коммерческий ландшафт. В 1970 году Пингуэн-Штемм, Пронуптия, Родье, Левитан уже приобрели определенную известность.
Тем не менее, концепция до сих пор в значительной степени неизвестна. Модернизация розничного бизнеса становится необходимостью перед лицом конкуренции со стороны супермаркетов. Фабрики работают на полную мощность, рост налицо. Торговля должна адаптироваться; скоро возьмет на себя франшизу.
Самые предприимчивые указали дорогу. В 1970 году было 34 франчайзера, в том числе горстка пионеров, которые хотели саморегулироваться, вводя правила поведения - Кодекс этики - у истоков создания FFF в 1971 году; по оценкам FFF, на конец 2019 года их было более 1719 на 65 133 франчайзи.
|