Все началось в середине девятнадцатого века, когда шотландец Роберт Уильям Томсон подал в Лондоне первый патент на шину под названием «Воздушное колесо»: резиновую опору, наполненную воздухом, которая крепилась к колесам с целью облегчения качения. Его идея, которую он определил как «Применение эластичных опор вокруг колес транспортных средств с целью уменьшения усилий, необходимых для их буксировки, облегчения их движения и приглушения шума, который они производят при движении», была настолько революционной, и опережающей свое время, на самом деле транспортных средств и велосипедов еще не было.
Когда умер Томсон, единственный в мире владелец кареты с пневматическими колесами, его «воздушное колесо» на долгие годы было полностью забыто. Но его (Томсона) интуиция уже была зародышем всего изобретения шины: он понимал, что лучшим средством повышения качества легкости, комфорта и уменьшения трения во время поездки является воздух, подаваемый под давлением в корону полой резины, шина на самом деле.
Магические и несколько загадочные свойства каучука уже давно были открыты. В Бразилии некоторые плантаторы поняли пластичность каучукового дерева («Hevea brasiliensis»), из ствола которого можно было выделять плотный и вязкий латекс, который при обработке мог принимать любую форму. Было много объектов, которые можно было получить, но вскоре было замечено, что они сохраняли свои упругие свойства только при комнатной температуре, плавились при жаре и затвердевали на холоде.
Тем, кто решил эту проблему, был Чарльз Гудиер, американский техник, который в 1839 году, добавив серу в резиновую смесь, сумел получить продукт, устойчивый к перепадам температуры, а значит, способный сохранять свои свойства эластичности с течением времени. Гудиер запатентовал свое открытие и использовал его для покрытия колес карет, но и ему не очень повезло: его изобретение копировали все, а он не смог отстоять свои права.
Человеком, который изобрел шину в ее современной концепции в 1888 году, был шотландец Джон Бойд Данлоп: пока он искал решение, как сделать трехколесный велосипед своего сына легче и быстрее, он подумал о наполнении шин воздухом, чтобы облегчить вес велосипеда. Эксперимент удался, и компания Dunlop подала патент, изобретя шину во второй раз. Можно считать, что прототип 440 80r28 появился, уже в те далекие годы.
Его первое применение на велосипедах имело огромный успех: всего год спустя велосипедист Уильям Хьюм, считавшийся посредственным, решил использовать этот прототип и выиграл все гонки, в которых он участвовал. Стало продаваться все больше и больше велосипедов, оснащенных новыми колесами, и в 1889 году в Дублине родилась компания «Pneumatic Tire and Booth's Cycle Agency Limited».
Но в 1890 году произошло невероятное открытие: сотрудник Лондонского патентного ведомства нашел патент Томсона, и эта новость вскоре стала достоянием общественности. Общественное мнение единодушно признало абсолютную правоту Данлопа, который, не зная о работах своего шотландского предшественника, пришел к такому же гениальному изобретению, но его приоритет был признан недействительным.
В последующие годы были заметны многие передовые технологии по совершенствованию шин и усовершенствований, от решения проблемы перегрева шины до черного цвета протектора с гравировкой бренда. Вскоре братья Андре и Эдуард Мишлен также появились в шинной панораме, и у них возникла идея, позволяющая применять шины на автомобиле.
Шиина окончательно зарекомендовала себя как изобретение, действительно способное изменить мир и концепцию путешествий.
|