От Маллета-Стивенса до Ренцо Пьяно все когда-либо использовали стеклянные блоки. И, как писал Гийом Заальбург несколько лет назад, «случайно этот старый добрый стеклянный блок хорошо держится. Как у некоторых великих артистов, у нее есть время на себя... Это правда, мы все любили ее в разное время, немного, много (страстно) и совсем не любили. Вот она снова катается…».
Ясно, что стеклянный кирпич — продукт 20-го века. И все же уже в 18 веке для освещения внутренних помещений кораблей стали использовать первые стеклянные блоки: большие длинные куски твердого стекла, плоские на поверхности и треугольные или призматические на днище, чтобы рассеивать свет трюмы кораблей. Несколько деревенская система, конечно, но, которая работала долгое время. Эти «морские плиты» дали строителям идеи на будущее.
За этим последовали большие стеклянные плиты, которые должны были использоваться во второй половине 19-го века для создания светящихся полов в местах, где принимается много людей: парижские универмаги, приемные банков, проходы Familistère de Guise, примеров множество. Удовольствие для архитектора использовать верхнее освещение на нескольких уровнях; и волшебство для публики ходить по стеклянным поверхностям. Фирма Saint-Gobain предлагает форматы текстурированных на поверхности плит – знаменитые «шоколадные» плиты – размерами от 30х30см до 45х45см, толщиной от 3 до 3,5см; они укладываются в металлические бункеры из уголков и тавров с простым соединением на поверхности. Стекло заливают в очень длинные формы, и режут во время изготовления, когда стекло еще горячее, или режут в холодном виде. Есть примеры длинных плит – до 90 см – из которых формировались ступени лестницы. Позже стеклодувы будут выпускать плиты еще больших размеров, вплоть до 60х60см. Технологии и секреты производства также со временем были утеряны; в настоящее время становится очень трудно найти производителей, которые все еще знают, как обращаться с этими большими массами стекла и формовать их.
Стеклянный блок Falconnier
В конце 19 века швейцарский архитектор Гюстав Фальконье, создал концепцию полого стеклянного блока. Он нарисовал несколько форм стеклянных кирпичей и попросил стеклодувов выдуть осколки ртом, как фляги; указанные куски были запечатаны сразу же после изготовления, когда стекло было еще горячим, с добавлением капли стекла над отверстием. Фальконье зарегистрировал несколько патентов и сделал известными эти революционные продукты, которые быстро пользовались значительным успехом в Европе, а также в Соединенных Штатах, поскольку он воспользовался универсальной выставкой в Чикаго, чтобы представить свои стеклянные кирпичи. Помимо оригинальности концепции – в стенах хранится воздух! – Фальконье подчеркнул новую эстетику стеклянного изделия, чистоту и гигиеничность материала, его малый вес, а также преимущества тепло- и звукоизоляции.
Применение стеклянных кирпичей Falconnier не обязательно было самым простым в этой области: стекло не впитывает влагу используемого связующего, и тогда необходимы дополнительные детали для отделки стен по периферии. Изобретателю пришла в голову идея создания канавок и голени на краях кирпичей, что позволяло каменщику создавать ребра раствора между элементами, так что кирпичи скреплялись за счет эффекта запирания.
Успех был налицо, и многие архитекторы увлеклись стеклянными стенами Falconnier, часто используя стеклянные кирпичи для освещения и украшения лестничных клеток. Это был продукт, который был очень популярен во времена появления стиля модерн. Однако концепция, запущенная примерно в 1885 году, ненадолго переживет своего изобретателя, умершего в 1913 году; во время и после Первой мировой войны мы не видели много достижений со стеклянными кирпичами Falconnier.
Реализация стеклоблоков
Наряду с работой Фальконье он был каменщиком, который произвел революцию в использовании стеклянных плит и блоков в начале 20-го века с концепцией «прозрачного бетона». Гюставу Иоахиму пришла в голову идея включить в бетон своих полов кусочки стекла. Он подал заявку на патент и попросил Сен-Гобена изготовить для него круглые и квадратные булыжники размером от 10x10 см до 20x20 см; как и стеклянные кирпичи Falconnier, брусчатка Joachim имеет выступ на краю, что позволяет им прочно фиксироваться в бетоне и пропускать сталь через ребра. Упомянутые ребра будут составлять корпус и структуру панели, так что в большинстве конструкций стекло практически не работает ни на сжатие, ни на изгиб, ни на растяжение; это железобетонные или растворные ребра, которые скрепляют все вместе. Кроме того, эти сетки ребер позволяют установить расчетные примечания по сопротивлению панелей, при этом стекло, как правило, не учитывается в расчетах.
Затем был очень быстрый рост рынка с 1920 года; Малле-Стивенс, Пингюссон, Перре, а затем Ле Корбюзье, Люрса, все громкие имена в архитектуре были заинтересованы, удивлены или увлечены стеклянным продуктом, который давал возможность пропускать свет сквозь стены и потолки, придавая легкость, оригинально осветить комнату или просто жить со стеклом, очаровательным материалом. Самый успешный и известный пример — это, конечно, Maison de Verre на улице Сен-Гийом в Париже; используя плиту Nevada 20×20 от Saint Gobain, Пьер Шаро построил дом, состоящий из двух больших полупрозрачных фасадов, и превратил их в знаменитый «волшебный фонарь», который светит днем и ночью. Архитекторы попеременно использовали брусчатку диаметром 10х10см или 10см, тонкие бруски 25х5см и квадратные плиты 20х20см, которые потом заменят пустотелыми стеклянными кирпичами. Все эти изделия простой геометрии отвечали пожеланиям дизайнеров периода ар-деко и приятно интегрировались в строгие линии нового востребованного стиля того времени.
Подрядчики и каменщики не остались в стороне: Диворн и Динделе соревновались на площади в изготовлении сводов, куполов из полупрозрачного бетона, демонстрируя глубокое знание техники строительства, проявляя большую смелость, которая всегда контролировала смысл. Всегда поражают легкость, очарование и изящество этих сводов, которыми отмечена столица, тех, которые известны, а затем и других, случайно обнаруженных в глубине двора.
Наступили 1950-е годы, это был период восстановления после Второй мировой войны. Незадолго до начала конфликта американцы, а затем французы и немцы разработали изоляционный стеклянный кирпич: две полуоболочки, собранные горячим способом в виде кирпича, с нанесенным на край слоем краски для улучшения адгезии раствора, скрыть этот самый раствор, и увеличить светимость изделия. Это стеклянный блок, который мы знаем сегодня. Это также изоляционный стеклоблок, который используется для полов. Здесь, как и там, видим улучшение теплоизоляции, звукоизоляции и сильное снижение риска образования конденсата. Формат 19x19x8 см становится основным европейским стандартом (20x20x10 см в США, т.е. 8x8x4 дюйма), а немецкие стеклоделы, раньше других механизировавшие производство кирпича, стали ведущими мировыми производителями. Saint Gobain производит стеклоблоки на двух своих заводах в Германии, оставляя за собой мощности во Франции для производства плитки, плит и брусчатки. Разрабатываются и другие стандартные форматы, от 11,5х11,5см до 30х30см. Стеклянный продукт используется в основном в фасадах для освещения лестничных клеток, а также для новых применений, таких как шумозащитные экраны, ветрозащитные экраны, источники освещения в технических помещениях («день страданий»), спортивных залах. В это время появляются в Европе новые производители, так стеклоблоки италия выпускает вначале для внутреннего рынка, а после ориентируется на экспорт.
А затем, с 1970 года, продажи стремительно падали почти во всем мире. Эффект усталости, может быть? Везде кладем стеклянные кирпичи с неравномерным эстетическим результатом; прежде всего, многие достижения были сделаны без соблюдения принципов реализации стеклянного продукта, ... стекло изнашивается, а иногда и разбивается.
Только в начале 1980-х годов на рынке наблюдалось оживление в результате влияния моды из США и Японии. Некоторые великие архитекторы, такие как Ричард Мейерс, снова рекомендуют стеклянный продукт и выделяют блок из прозрачного стекла (Clearview), прозрачный и без рисунка, самый трезвый и, пожалуй, самый красивый. Постепенно спрос растет. Стеклоблоки и техническая брусчатка позволяют выполнять требования по огнестойкости, необходимые в строительстве. Большой популярностью пользуется запуск итальянцами цветного кирпича и матового стекла. Сборка стеклянных кирпичей также претерпевает интересные изменения с появлением систем сухой сборки, позволяющих заменить строительный раствор очень тонкими силиконовыми швами. Стеклянный блок входит в дом: материал престижа и отделки, выбранный как для ванных комнат, так и для жилых комнат, продукт, которым некоторое время пренебрегали, вновь обретает свои благородные титулы. Ренцо Пьяно произвел революцию и очаровывает строительством здания Hermès в Токио «все из стекла». Калатрава создает новую станцию TGV в Льеже с платформами из белого бетона и вымощенными стеклом. И мы начинаем почти повсеместно реабилитировать достижения 1930-х годов: "Стекло вернулось, стекло красивое!".
С кризисом на строительном рынке восстановление вновь приостановилось. Стеклодувы и аппликаторы готовят кирпич завтрашнего дня, который будет соответствовать требуемым требованиям теплоизоляции.
Мишель Каган писал в 1998 году: «Стеклянная кирпичная стена — это живая сетка, которая превращает непрозрачность в прозрачность; это железобетонная стена без бетона; это стена рассеянного света, которая вызывает мембрану, залитую светом». Стеклянный блок не имеет возраста, его короткая история уже длинна; У нее еще впереди светлое будущее!
|