Мы, конечно, находим противоречивые сведения по этому вопросу, и на протяжении средневековых веков банная культура претерпела глубокую трансформацию, в том числе потому, что были утрачены технические знания, необходимые для строительства новых дренажных и канализационных систем.
Более того, у властей (особенно церковных) и врачей того времени были противоречивые мнения относительно использования воды для очищения тела, мнения, зачастую отрицательные: для христианской религии купание рассматривалось как греховная практика пробуждения тела, чувств, для многих врачей это было возможной причиной физической слабости и предрасположенности к заражению. В результате социальная ткань была пронизана верой в то, что вода оказывает вредное воздействие и даже переносит бактерии и болезни.
Эти верования отражались в повседневной жизни, хотя и с большими противоречиями и различиями между классами, даже внутри самой Церкви.
Христианская церковь не одобряла чистоту: более того, святой Бенедикт в VI веке предписывал: «Тем, кто здоров, и особенно молодым людям, купание будет разрешено редко».
Любопытно: кажется, христианский паломник из IV в. н.э. в Иерусалиме хвалился тем, что ни разу не умывал лицо в течение 18 лет, чтобы не исчез знак Святого Креста Крещения, в то время как святой Иероним упрекал своих последователей в слишком чистоте.
Это был Григорий Великий, первый монах, ставший папой, привыкший к монашескому распорядку здоровья, допускавшему омовение тела по воскресеньям, с рекомендацией относительно продолжительности бани: до тех пор, пока они не станут «лестью времени».
Средневековые монастыри, весьма распространенные в то время постройки, были оборудованы комнатами для личной гигиены, а ванная комната была частью гигиенического распорядка монахов, которым, по правилам, нельзя было пренебрегать. Однако это нужно было делать в течение нескольких минут в течение года и всегда очень быстро, чтобы не задерживаться и не увлекаться приятными привычками. Действительно, довольно часто в качестве наказания применялась холодная ванна. Что касается очищения рук, то все монашеские ордена, как правило, имели правило мыть руки перед едой в туалете, своего рода раковине, примыкающей к трапезной, расположенной либо у монастырской стены с длинным тазом в траншее, либо в изолированном здании с круглым или восьмиугольным тазом в центре. Эти туалеты также были оборудованы аккуратной сантехникой: вода подавалась по свинцовым трубам, иногда имелись бронзовые краны. Ответственным за уборку прачечной был служитель столовой, который также должен был менять полотенца (хранившиеся в соседних шкафах, называемых амбри) два раза в неделю.
Позади общежития, но соединенного с ним небольшим мостиком, находилось здание уборной, в котором сиденья были расположены рядом и разделены лишь небольшими стенками - такие перегородки туалетные купить в то временя не было возможности, и использовались скорее по климатическим причинам, чем для защиты конфиденциальности. Стоки направлялись к водотоку, часто удобно отклоняясь от его естественного пути.
В средневековых замках и дворах, хотя правила купания были менее строгими, чем в монастырях, существовала определенная привычка к чистоте. Естественно, туалетов в том виде, в котором мы их знаем сегодня, не было, но люди купались в больших ваннах, наполненных горячей водой и лепестками роз, оборудованных табуреткой и даже столом, чтобы они могли оставаться нежными во время работы или завтрака. Более того, ванная комната имела большое значение для личной гигиены, в том числе и потому, что не было привычки часто менять личное белье.
Кроме того, рядом с кухнями часто располагались комнаты с подогретой водой для подружек невесты, которые проводили время в общении, пока «мокали». Даже в рыцарских романах часто упоминается добрый обычай предлагать горячую ванну гостю, пришедшему ко двору усталому и пыльному; в то время как среди обязанностей жен мы находим упоминание о приготовлении горячей ванны для уставшего мужа после тяжелого дня и заботе о его смене одежды.
В эпоху позднего Средневековья в аристократических замках (но постепенно и в домах буржуазии) стало широко распространено использование декоративных чаш и кувшинов, изготовленных из драгоценных материалов, которые также выполняли декоративную функцию в местах, предназначенных для праздничных или личных встреч в процессе гигиены.
В отдельных помещениях также получили распространение «уборные», предназначенные для использования воды в прикрепленных к стене каменных раковинах, подаваемых обычно из цистерн. В этот период мы также находим первые систематические системы водяного отопления, предшественники современных котлов.
Замки были оборудованы также так называемыми «гардеробами» — вертикальными нишами, которые снаружи выглядели как башенки по периметру замка, где можно было сидеть и выполнять свои нужды и которые заканчивались окружающей землей или рвом.
В городах использовались вазы, которые днем и ночью выливали прямо из окон на улицу, превращая города в вонючие места с плохими гигиеническими условиями. В 13 веке. этот обычай регулировался суровыми законами, устанавливавшими определенные часы (ночное время) и обязанность выкрикнуть предупреждение перед выбросом.
Примерно в середине 1100-х годов во многих европейских центрах возникли «бальнеа», т.е. общественные бани, сооружения, напоминающие римские бани, оборудованные кадками и печками (похожими на наши сауны). Их посещали с единственной целью поддержания чистоты и предотвращения болезней, даже если, как мы уже видели, не было недостатка в противоположных мнениях, в том числе из-за распространения болезней из-за распущенности.
Конечно, нельзя отрицать, что, когда дело касается гигиены, Средние века не были полны противоречий.
|