Слово Virtus в римском мире использовалось «для обозначения сознательной и настойчивой силы, с которой человек работает для достижения цели, сопротивляясь невзгодам судьбы», и этой целью в большинстве случаев были добро, величие, честь и слава Рима.
В римском мире концепция выраженной добродетели широко присутствовала в обществе и разделялась большинством римских граждан.
«Только мужчина, вир, обладавший добродетелью, мог носить оружие» и на самом деле Виртус был именно приданым римского мужчины.
Эта концепция еще более очевидна в связи с тем, что сам корень слова Virtus — Vir, и это намеренный акт, символизирующий, даже лингвистически, неразрывную связь, которая должна существовать между человеком и таким набором внутренних ценностей, как сила, смелость, справедливость, мудрость, умеренность, честность, которые можно собрать и представить одним словом: Виртус. Эти ценности должны были сопровождать гражданина к основным целям жизни всех римлян: maiestas populi romani (слава и прибыль государства), которые, в свою очередь, совпадали с maiestas (слава и прибыль личности).
Эта концепция соотношения публичного и частного лучше всего выражена в словах одного из самых выдающихся граждан Римского государства Марка Туллия Цицерона, который в своем сочинении «De officiis» писал:
«…rem publicam, quae debet esse carissima…» («…государство, которое должно быть вам чрезвычайно дорого…») и «Potest autem, quod amministrazione reipubblicae sit, id cuiquam civiaiuto esse» («Может ли когда-нибудь быть полезным любому гражданину, что вредно государству?»).
«Истинное счастье – в добродетели». Луций Анней Сенека.
|