Вода является основной потребностью, именно поэтому население должно иметь к ней доступ и, по сути, это благо должно быть доставлено и распределено по многим домам. Но в наше время вода, похоже, поглощена обществом потребления как товар. Таким образом, водомер, который устанавливает абонент-потребитель, является предметом оживленных и противоречивых споров. Каковы социальные последствия этого инструмента? Как его используют в разных странах?
Вода — это жидкость по преимуществу: с зари человечества до изобретения водонепроницаемых труб и кранов она течет, и никто не может ее остановить. Мы знали, как делать плотины в древности, но вряд ли могли представить себе фонтан, который мы останавливали бы в определенное время, чтобы экономить воду, если бы не было возможности ненасыщенного хранилища. Историки гидрологии говорят нам, что римляне, умевшие так хорошо переправлять воду через долины, не умели измерять расход... И это было только в середине 19 века, когда все изменилось, даже перевернулось с ног на голову: изобретение счетчика воды потенциально отделяет воду как бытовой или промышленный потребительский товар от воды как ресурса и трансформирует ее характер как общего блага ( общего ресурса бассейна ) в характер клубное благо (другая форма нечистого общественного блага). Эта трансформация завершена в Европе и других развитых странах, но не совсем: есть еще страны, где мы до сих пор платим по фиксированной ставке, и другие, где в городах на здание приходится только один счетчик. Это обсуждается: некоторые хотят, чтобы у каждого домохозяйства был свой счетчик, даже в квартирах. И наоборот, во многих развивающихся странах счетчики воды отвергаются и даже уничтожаются как признак невыносимой коммодификации. Столько страсти вокруг такого банального технического объекта! Социальная история счетчиков должна позволить представить это страстное измерение в перспективе и внести разум в актуальность вопроса: по обе стороны счетчика воды мы имеем, с одной стороны, клубные отношения между коммунальными службами и абонентами. (свобода подрядчиков и равенство пользователей), а с другой – либо семья, либо районная община в случае отсутствия счетчика на семью. Однако в Законе SRU (Солидарность и городское обновление) от 2000 г. статья 93 предусматривает обязанность коммунальной службы водоснабжения направлять индивидуальные счета домохозяйствам, проживающим в одном здании, по требованию владельца; а поквартирный учет воды в новостройках и так обязателен. Анализ перераспределения. Тарифы на воду в целом и, в частности, индивидуальные поощрительные тарифы уже доступны. Здесь мы смотрим на счетчик и введение измерения потребления в коммунальных услугах водоснабжения. Исторический и сравнительный конспект дает возможность понять, как мы туда попали, тогда размышление об институциональной экономике позволит показать роль доверия в управлении этим объектом; затем мы вернемся к понятию нечистых общественных благ обоих видов, чтобы показать сложность того, что поставлено на карту по обе стороны шкалы; попутно некоторые догмы о воде подвергаются социологической критике как рыночному благу или, наоборот, как существенному благу, следовательно, «чисто общественному» или даже глобальному, но прежде всего,
Генезис учета воды
Общей истории счетчиков воды, не говоря уже о кранах, нет. Мы не собираемся приводить его здесь, а предложим объяснительные гипотезы того факта, что в одних развитых странах нет счетчиков, в других – счетчиков у подножия здания, а в других – счетчиков на жилое помещение. Мы можем начать с ослепительно очевидного факта: объемный метр, появившийся, кажется, во Франции в 1870 году, было бы бесполезно, если бы мы не могли остановить течение воды, то есть без водонепроницаемых труб, а также кранов, которые сопротивляются давлению. Историческая документация по этому вопросу довольно ограничена, но мы можем предположить, что служба водоснабжения чем-то обязана газовой промышленности, которая нуждалась в герметизации из соображений безопасности! Газовые счетчики предшествовали счетчикам воды на двадцать лет (1830 против 1850). А в ряде стран инженерные объединения были общими для воды и газа. В то время водопроводные сети в Англии уже расширялись, и затраты обычно покрывались фиксированными ставками или даже местными налогами, хотя тогда все сети внутри домов были оборудованы запорными кранами. Вполне вероятно, что сначала мы представили себе подвод воды к дому с помощью проточного фонтана, например, во дворе здания, и это подражая общественному водопроводу того времени. Вода текла постоянно, так зачем считать? Это отношение к воде оставалось доминирующим в культуре Содружества; и даже сегодня две трети британских домохозяйств (и еще более высокая доля ирландцев) не имеют счетчиков воды и даже платят за воду через местные налоги, привязанные к арендной стоимости их дома ( ставки). Какой парадокс из Франции: такая ситуация сохраняется с 1989 года, несмотря на тотальную приватизацию услуг водоснабжения, которая предусматривала всеобщее использование счетчиков в 2000 году. Очевидно, что коммунальные платежи также оплачиваются в виде тарифов .. С другой стороны, как и большинство континентальных европейцев, французы все платят за воду по счетчику и счетам. Действительно, услуги промышленного и коммерческого характера соответствуют понятию оказанной услуги и должны оплачиваться, а не финансироваться за счет налогов: вода, газ, электричество. И наоборот, они платят через налоги и в государственные органы за общественные услуги административного характера, потому что они являются обязательными: например, очистка сточных вод покрывалась налогами на имущество до указа от октября 1967 года, который позволил переносить сборы на счета за воду.
В действительности никакого анахронизма быть не должно, ибо это уточнение распределения услуг и сборов между «оказанием услуг» и «налогообложением всех видов» датируется лишь началом V в .Республика. Питьевая вода, электричество и газ, с другой стороны, были коммерческими и оплачивались по счетчикам как минимум столетие. Однако, если EDF и GDF управляют распределением по месту жительства каждого домохозяйства, следовательно, по квартирам в зданиях, это не относится к воде: в коллективных зданиях часто есть только «метр у подножия здания», а компания или руководство отправляет единый счет менеджеру, а внутренними сетями не занимается. Это также распространенная ситуация во многих европейских городах, где учет является коллективным, даже если установка так называемых раздельных счетчиков позволяет распределять счет в соответствии с потреблением каждой квартиры, а не поверхностями или другими данными.
В США ситуация неоднозначная: водомеры широко распространены, особенно в западных городах, где застройка является пригородной и где потребление воды на человека в три-пять раз выше, чем в Европе. Но очень большие города на Востоке, такие как Нью-Йорк и Чикаго, ввели счетчики совсем недавно и еще не закончили их оснащение. Когда они это делают, они выбирают коллективный, а не индивидуальный счет. В Нью-Йорке даже разработана система финансовой помощи для перехода на счетчики, при этом счета за воду ограничиваются на прежнем уровне ставок в течение двух лет, пока здание находит и устраняет утечки... Но Соединенные Штаты также являются родиной умных метровсчетчики с дистанционным считыванием, которые позволяют при желании и с нулевыми предельными затратами контролировать в режиме реального времени потребление жителей, а также сложные тарифы, сезонные и/или увеличивающиеся транши. Так, Бостон, обобщивший коллективные счетчики зданий с дистанционным считыванием, предлагает жителям ценообразование путем увеличения скобок с учетом количества жителей за каждым счетчиком... Это предполагает, что жители, сгруппировавшиеся за счетчиком, согласны сказать, как они , что, пожалуй, труднее представить во Франции: опросы, проведенные мною в компаниях общественного жилья, показывают частый отказ от сотрудничества со стороны арендаторов, а также между указанными компаниями и распределителями воды!
Затем мы можем выдвинуть гипотезу (подлежит проверке) о двойном движении по мере постепенного обобщения услуг водоснабжения: с одной стороны, стоимость счетчика и связанного с ним выставления счетов постепенно снижалась бы, что делало бы этот привлекательный метод возмещения затрат ; и в то же время постепенно закрепилась бы идея оплаты воды как услуги комфорта и через счет. Великобритания, первая страна, оснащенная водопроводными сетями, исторически не знает счетчиков, и ее культура «навязанной» питьевой воды (в обоих смыслах этого термина) была передана англо-саксонскому миру, включая Канаду и восточные штаты США; история водоснабжения в Монреале в 19 веке свидетельствует об этом . века, когда жители наконец были вынуждены платить налоги для финансирования создания сети. Крупные города континентальной Европы, оборудованные одним или двумя поколениями позже, перешли на коллективный счетчик, а города, оборудованные позже, в частности в странах Средиземноморья, перешли непосредственно на индивидуальный учет.
Постепенное введение счетчиков в Париже
Чтобы лучше понять этот процесс, давайте перечитаем исторический анализ Парижа Костаса Чатзиса. Когда барон Осман был назначен префектом Сены в 1853 году, там была не одна, а две системы водоснабжения. С одной стороны так называемая коммунальная служба обеспечивала большую часть воды для гигиены самого города: мытья улиц, промывки канализации, пожарных гидрантов, полива парков и садов и т.д. и малую часть этой воды снабжал общественные фонтаны. С другой стороны, богатые люди, которые подписывались дома, обычно обслуживались первоначально частными сетями, но часто перешли во владение города после банкротств (начиная с сетей братьев Перье, переданных монархией в 1778 г., установленных с 1781 г., но банкрот с 1788 г.). Таким образом, существовала государственная служба и частная служба, обслуживающая только одно здание из пяти в 1854 году. Абоненты были владельцами, и у них был выбор между двумя формулами:
«Подписка на бесплатный кран (или фиксированный тариф) [...] позволяет потребителю получать неограниченное количество воды по желанию по фиксированной цене, устанавливаемой городом по определенному количеству параметров (количество и животных, площадь земель, подлежащих орошению и т. д.). В абонементе на водомер , благодаря небольшой диафрагме (или «линзе»), фиксированное количество воды, соответствующее сумме абонементного абонемента, поступает каждый день в резервуар, установленный в здании.
Вполне возможно, что выражение «иметь проточную воду» происходит от этих первых форм подписки. Осман воспользовался аннексией пригородных коммун в 1860 году, чтобы заключить соглашение с Compagnie Générale des Eaux, родившейся в 1853 году, которая уже имела фактическую монополию на частные услуги в Париже и его окрестностях. Унификация услуги и тарифа позже побудила парижан подключиться, после того как родниковая вода начала поступать по акведукам, построенным под руководством Эжена Бельграна. Связь получила широкое распространение в межвоенный период. Бывшая «частная служба» стала службой питьевой воды, в то время как бывшая так называемая государственная служба должна была стать сетью не питьевого водоснабжения, которая существует и сегодня, но играет более второстепенную роль. В 1874 г. был соединен каждый второй корпус. Но в результате проблема изменилась: сервис с трудом справлялся с возросшим спросом. Затем инженеры пожаловались, что подписка на датчики неизбежно приводит к потерям из-за переполнения цистерн, и они предложили установить объемные счетчики с 1876 года. Это побуждало пользователей закрывать краны, когда им не нужна вода. Также они позволили сэкономить на бачке (заметная экономия места в самом густонаселенном городе мира); но счетчик тогда был дорогим и не очень точным, и поэтому операторы в то время предпочитали решение коллективного учета, когда абонент оставался владельцем здания (или позже долевое владение, формула, появившаяся в 1930 г.) . А в 1885 г. осталось менее 30% подписчиков на датчик или бесплатный кран; к 1894 г. этот тип подписки больше не предлагался, а к 1900 г. счетчики использовались более чем в 97% подписок. Одним из аргументов было то, что питьевая вода теперь поступает из отдаленных источников и поэтому ее нельзя тратить впустую. Но продолжали существовать и другие формы подписки на поверхностное водоснабжение.
В 1934 году объемный счетчик стал обязательным, независимо от происхождения воды: парижское снабжение водой из акведуков и источников теперь уступало место воде из Сены и Марны, фильтрованной и хлорированной в Иври или Жуанвиле. Повсеместное распространение услуги привело к закрытию все большего числа бесплатных пунктов выдачи, что явно создает проблему для беднейших и нелегальных обитателей трущоб. Но эта проблема не была признана в послевоенном росте; в 1960-х годах трущобы обслуживались, затем поглощались, и проблема возникла только с кризисом, который затрагивает нас сегодня, и в рамках глобальных дебатов о праве на воду.
Подсчет воды: вопрос доверия
Оригинальная работа Арманда Хатчуэля (2000) поместила вопрос о счетчике в реестр доверия/недоверия при рыночном обмене: продавец воды отслеживает неучтенные и неоплаченные объемы воды, потому что он проигрывает. Но, наоборот, покупатель считает, что счетчик его ворует. Поэтому необходимо установить минимум доверия, чтобы сделка была возможной. Как говорит автор:
«Чтобы создать то, что мы называем «доверием», не обязательно устранять все причины недоверия, а только те, которые мешают выживанию сделки или ее улучшению […недоверие] сегодня, «терпимые» уже не будут завтра. Таким образом, динамика рыночного обмена — это не поиск постоянного баланса, а скорее выкованность в дисбалансах и смещениях «доверия-недоверия». Это наиболее универсальное решение этих кризисов — прибегнуть к вмешательству «сторонних назначателей». Эти участники-эксперты делают возможной рыночную трансакцию за счет частичного торможения конкурентного механизма, одновременно провоцируя усложнение социальной системы и новое распределение знаний.»
Затем Хатчуэль развивает анализ того, что изменилось, когда были введены счетчики: их неточность, в частности, для измерения малых потоков, стала точкой кристаллизации взаимного недоверия. Отсюда вмешательство государства с созданием процедуры и лаборатории для проверки счетчиков перед их вводом в эксплуатацию. Сегодня информационные технологии и дистанционные передачи глобально снизили относительную стоимость устройства учета и выставления счетов за воду, повысив при этом точность, и все же учет не безупречен: всегда кажутся неисправными счетчики, неправильно прописанные подключения, неаккуратные или невозможные показания. Короче говоря, рискуя шокировать строгие умы, мы должны проявлять некоторую осторожность в отношении метров, чтобы достичь двойной цели эффективности и справедливости. Признание неудачи было написано его собственными защитниками в начале 20-го века , такими как Жорж Бехманн. А в свое время сопротивление промышленников и жителей учету вызвало ответную реакцию водораспределителей, стремящихся сохранить принцип учета: они умножили виды абонементов и ценовые диапазоны, чтобы удовлетворить потребителей в их уникальности. В Париже было до восьми разных видов подписки, а сегодня только одна, степень доверия возросла…
С точки зрения институциональной экономики доверие устанавливается за счет транзакционных издержек, а сторонний предписывающий имеет имя: по-английски брокер и по-французски брокер. Плата, которую он взимает за сближение покупателя и продавца и за создание климата доверия, материализует стоимость сделки. Счетчик, сертифицированный утвержденными лабораториями, позволяет рутинизировать транзакцию и, следовательно, снизить ее стоимость, но не исключить ее.
Сторонники водосберегающих тарифов полагаются на общие исследования эластичности потребления по цене или доходу, основанные на больших выборках, для обоснования своих политических рекомендаций. Это особенно характерно для Пола Херрингтона в Англии, хотя результаты не показали очень значительной ценовой эластичности. Более того, частая ошибка этих исследований состоит в том, что они забывают о годовых затратах на амортизацию счетчика, снятие показаний и выставление счетов абоненту по сравнению с другими методами покрытия затрат. Если бы были только павильоны, по крайней мере, во Франции, то не было бы особых проблем, поскольку счетчик у каждого свой. Но в коллективных домах дополнительная стоимость индивидуального учета и выставления счетов, которую дистрибьюторы хотят возместить в фиксированной части (как за газ и электроэнергию), чаще всего превышает выигрыш, который мог бы получить самый экономный, не оплачивая плюс часть потребления их соседи. Однако если мы не поставим счетчик в каждом доме, то как возложить на жителей ответственность за вхождение в проблему водосбережения? Ответ дает полевая работа: мы должны заботиться о водопользователях. В Калифорнии города нанимают фасилитаторов, которые помогают людям находить утечки, как только они появляются в дистанционно считываемой информации. Это дешевле и более эффективно.
Кстати нечто подобный подход был и в Москве, современная передача счетчиков воды москва осуществляется во многом - теперь, в электронном виде.
Две стороны метра: клуб и сообщество
Мы видели выше, что счетчик участвует в превращении услуги водоснабжения из общего блага в особое клубное благо, но как это изменение проявляется в дебатах о справедливости системы? Хэтчуэль (2000) и Чатзис (2006) оба вызывают недоверие между «абонентом» и «водоканалом», а также трансформацию мошеннических практик с появлением счетчиков. Раньше это был иногда «помогающий» износ маленькой диафрагмы, который позволял подписчику иметь больше за ту же подписку; впоследствии небольшие дебеты, не связанные со счетчиком, возобновили практику мошенничества. Операторы ответили либо повышением своих цен, либо введением оплаты минимального количества в подписке, независимо от того, потребляется она или нет. Это одна из форм так называемого «биномиального» ценообразования, которое до сих пор так распространено, даже если фиксированная часть сейчас оправдывается другими соображениями, а также ограничена в законе Гренеля II до 30% от общего счета (на базе 120 м 3 ).
Но это еще не все, ведь по другую сторону счетчика при обслуживании многоквартирного дома в отношения между его жильцами вступает водопотребление. Это отношение также было преобразовано счетом. И, во-первых, оплата потребляемых абонентами (во Франции владельцев) объемов сделала их более «эгоистичными»: раньше им ничего не стоило оставить неподключенными соседей, или прохожих, наполнить ведро дома. Мы также находим эту ситуацию сегодня в городах третьего мира. Затем изменились отношения между собственником и арендаторами. Имея бесплатные краны и датчики, хозяин не беспокоился о возможном растрате воды жильцами, за исключением того случая, когда купленной скорости станет недостаточно для построения и ему придется брать более дорогую подписку. Но со счетчиком у владельца возник соблазн следить за потреблением своих жильцов, по крайней мере, до тех пор, пока он не мог перекладывать на них стоимость их потребления, дом за домом. Что еще хуже, именно арендаторы склонны следить друг за другом и, возможно, обвинять друг друга в расточительности. Однако, как мы видели, вначале счетчики были дорогими и неточными, поэтому мы не ставили их в каждом доме. Так называемые дивизионные метры дом за домом. Что еще хуже, именно арендаторы склонны следить друг за другом и, возможно, обвинять друг друга в расточительности. Однако, как мы видели, вначале счетчики были дорогими и неточными, поэтому мы не ставили их в каждом доме. Так называемые дивизионные метры дом за домом. Что еще хуже, именно арендаторы склонны следить друг за другом и, возможно, обвинять друг друга в расточительности. Однако, как мы видели, вначале счетчики были дорогими и неточными, поэтому мы не ставили их в каждом доме. Так называемые дивизионные метры распространился с появлением больших зданий, где горячая вода производилась коллективно, а счет распределялся по объему; затем также распространилась практика субсчета холодной воды, которая стала обязательной в новых зданиях. Однако, по нашим собственным исследованиям, даже при таком новом «более справедливом» способе распределения счета за здание споры не исчезли; до развития дистанционного считывания всегда были жильцы, которых не было рядом, когда считывались счетчики, расположенные в их квартирах. И всегда есть неисправные счетчики. Таким образом, распределение счета за воду в начислениях не является простым.
Мы обнаруживаем здесь измерение недоверия-доверия, которое гораздо менее изучено, в частности потому, что экономисты и менеджеры часто убеждены, что оно возникает только из-за архаичности коллективного подсчета. Однако во Франции и в других местах последнее часто встречается, и в этом случае вопрос возникает не только на стороне счетчика коммунальных услуг/абонентов, но и на другой стороне (абоненты/пользователи)! Когда у подножия здания есть только один метр, это совладение или (социальный) арендодатель, который является членом определенного клуба, который является государственной службой. Но что происходит по ту сторону прилавка? У нас есть община, члены которой вынуждены вносить свой вклад в оплату услуг водоснабжения на основе правила, которое не обязательно является распределением в зависимости от объемов, потребляемых каждым домохозяйством.
Два вида нечистых общественных благ
Напомним здесь, что вода не является ни рыночным товаром, ни чисто общественным благом. Потому что для того, чтобы товар был явно представлен на рынке, ему нужна не одна, а две одновременные характеристики: быть объектом конкуренции за его использование и быть восприимчивым к эксклюзивному присвоению. И наоборот, чистое общественное благо имеет две противоположные характеристики: неконкуренцию и возможное неисключение. И в этом случае финансирование блага может быть обеспечено только за счет государственных денег, например за счет налогов, уплачиваемых гражданами. Но есть эксклюзивные товары без соперничества: это «клубные товары» (или дачные товары, клубные товары и дачные товары). На самом деле они являются изобретением либеральных обществ, рожденных капитализмом: вступать в них можно или нет, но член должен платить свою подписку. История водного хозяйства, которую мы только что изложили, показывает, что мы действительно имели дело с клубным добром: поначалу большинство горожан не хотели вступать в них, только состоятельные собственники могли/хотели вступить. И наоборот, сообщество не обязано служить всем. И, кроме того, это происходит до сих пор, к большому неудовольствию некоторых жителей хуторов, которые жалуются, что их мэр не хочет их подключать. Последующая генерализация подключений не меняет характер воды как услуги: водопроводная вода используется всеми абонентами без конкуренции между ними, а экономия за счет масштаба делает этот клуб настолько привлекательным, что немногие люди не хотят его посещать; но если вы не оплачиваете счет или подписку, услуга обычно отключается.
Однако есть еще одна категория нечистых общественных благ, характеристики которых противоположны клубным благам. Мы имеем дело с общим благом ( ресурсы общего пула), когда есть соперничество, но нет возможного исключения. Работа в области институциональной экономики, права и государственной политики (в частности, Элинор Остром) показала, что устойчивое управление этими активами, особенно когда проблема возникает на местном уровне, не требует обращения к рынку или государству, а осуществляется через создание института управления сообществом, действующим правилом которого является равноправие, а не равенство, как в клубе: сообщество объединяет различных существ для совместной деятельности на основе принятых совместно ограничений, клуб объединяет свободных и в принципе равных существ. Таким образом, у членов ассоциации ирригаторов есть правило справедливого распределения затрат (например, площади, тип культуры, но не количество воды, потому что счетчиков нет).
Мы там: когда нет счетчиков или индивидуального учета, жители и виды деятельности, находящиеся за коллективным счетчиком, образуют такое сообщество: они не могут возразить, что не берут воду (например, в случае длительного отсутствия) в приказ не оплачивать свои расходы. Но расточитель, добровольный или нет, поднимает бремя всех. Соперничество не того типа, что вызвано нехваткой ресурса, оно связано с распределением счета. Руководители зданий это прекрасно знают!
Если коллективный счет распределяется, как это часто бывает, исходя из площади квартир, то часто многодетные и менее обеспеченные семьи имеют преимущество перед обеспеченными и одинокими людьми: последние занимают больше места в расчете на одного человека. человек, чем семьи много. Справедливость преобладает. Но если, применяя логику равенства, каждая семья получает свой счетчик и платит в соответствии со своим потреблением, тогда индивидуальное выставление счетов увеличивается на стоимость управления счетчиком, которая не является предельной. В результате положение всех абонентов, скорее всего, ухудшится. Промежуточное решение, интересное для крупных зданий, — установить в каждой квартире раздельные счетчики, а затем распределить общий счет по потреблению.
Таким образом, у нас есть иллюстрация тезисов Элинор Остром об управлении общим достоянием: содержание общественных строительных конструкций, сочлененных с общественной службой на один метр, разумно, потому что выгодно для всех членов, при условии, что они достаточно ладят. Наоборот, зачастую именно защитники «потребительской» справедливости (каждый должен платить за потребление воды и все) выступают за введение индивидуализированного ценообразования (ст. 93 закона СРУ от 2000 г.), даже прогрессивного. Тогда мы можем оценить, что они хотят довести до крайности логику клубного общественного служения, желая быть непосредственными членами клуба; и поэтому они ведут себя как в основополагающей фикции рыночной экономики: каждый будет следовать только своим личным интересам и стремиться максимизировать свои преимущества! Но это отношение как раз и не самое распространенное, и, когда они находятся в доверительном управлении у своих соседей, жители домов понимают, что не в их интересах платить всем больше, чтобы не платить за других! Доказательством, по-видимому, является то, что эта статья 93 вовсе не так применима, как опасались водораспределители! Проинтервьюированные управляющие зданиями, в частности их представитель в обсерватории мэрии Парижа, враждебно настроены по этому поводу. Они хотят, чтобы способ обнаружения утечек как можно быстрее, чтобы впоследствии избежать кризисов распределения завышения счетов. Вот почему они скорее хотят, чтобы мы инвестировали в коммунальные счетчики с дистанционным считыванием.
Поэтому мы можем только поощрять кондоминиумы и арендодателей не пытаться уклоняться от своих управленческих обязанностей: вместо того, чтобы избавляться от иногда болезненного распределения счетов за воду, которое ведет к росту недоверия всех ко всем, лучше направить агентов, чтобы помочь отдельным лицам выявить и уменьшить их утечки, что является основной причиной высоких счетов и, следовательно, источником стремления к индивидуализации! Это то, что Нью-Йорк делает, внедряя коллективные счетчики с дистанционным считыванием и помогая уменьшить утечки. Есть эксперименты в этом направлении и во Франции с некоторыми помещиками, например SAGECO в Париже и в пригородах.
|