Главная страница блога  |   Добавить запись в блог

Главная » 2023 » Октябрь » 15
19:51
С наилучшими пожеланиями, гадалки Древнего Рима

Гадания в Древнем РимеОбеспокоенные тем, что их ждет в будущем, римляне использовали все средства, чтобы заранее узнать планы Бога. Они прибегали к помощи прорицателей и гадалок, жрецов, специализировавшихся на толковании воли богов.

Лишь немногие народы в повседневной жизни были так привязаны к хорошим и плохим предзнаменованиям, как древние римляне. В любой момент дня и ночи мог появиться зловещий знак. Если римлянин спотыкался на пороге своего дома, он думал, что лучше в этот день не выходить из дома. Если во время банкета слышалось кукарекание петуха, прекращали есть и делали заклинания, чтобы отогнать негативное предзнаменование.

То же самое происходило и в общественных делах. Прежде чем собрать собрание, выбрать магистрата или отправиться в битву, считалось необходимым посоветоваться с волей богов, чтобы обеспечить благоприятный результат. С этой целью использовалась особая практика гадания: ауспиции, или наблюдение за птицами - от латинского auspicium или avispicium - более конкретно, чем за их полетом или пением.

Как заявил философ и политик Цицерон, с момента отмены монархии до установления республики «в Риме ни одно решение относительно государства в мире или на войне не принималось без предварительного обращения к покровительству».

Ромул, первый авгур
Практика покровительства восходит к зарождению Города. Согласно известной истории основания Рима, братья Ромул и Рем решили посоветоваться с эгидой, чтобы узнать, кому из двоих следует основать новый город. Рем расположился на Авентинском холме и заметил шесть стервятников, а Ромул из Палатина увидел вдвое больше стервятников. Ромул и Рем считались первыми авгурами, жрецами, ответственными за толкование знаков птиц. Нуме Помпилию, второму царю Рима, позже приписывают основание благоприятной коллегии. Первоначально коллегия, предположительно, состояла из трех членов, число которых Тарквиний довел до шести, а в I веке до нашей эры достигло шестнадцати членов. Конституция республики. Однако в 300 г. до н.э. закон зарезервировал пять из девяти должностей , из которых тогда состояла коллегия, за плебеями.

Определяя на протяжении всей императорской эпохи, авгуры узнавались по двум отличительным знакам: литуус или литуо — палка, изогнутая на верхнем конце, и трабея — разновидность тоги с ярко-красными полосами и фиолетовым подолом.

Считается, что литу Ромула хранился в курии Салийцев на Палатине и чудом избежал пожара, который сжег ограду в 390 г. до н.э., когда Рим был захвачен галлами. Когда последний покинул город, важная реликвия оказалась на полу сгоревшего здания, не получив никаких повреждений. Литография была символом могущества республики и даже изображалась на монетах.

Наука о благоприятности пользовалась большим авторитетом в Риме благодаря особой связи, которую она имела с Юпитером, к которому советовались и к которому обращались с вершины холма. Однако следует помнить, что авгуры были не посредниками между богами и людьми, а, как утверждает Цицерон, «толкователями богов». На самом деле настоящими посредниками (internuntiae Iovis), которых бог использовал для общения с людьми, были птицы, а не авгуры.

Римляне были не единственными, кто в древности советовался с богами о будущем. Как известно, у греков было много оракулов, например, в святилищах Зевса в Олимпии или Аполлона в Дельфах. У римлян также был оракул Кумской Сивиллы. Ответы пифианы (пифианы) основывались на книгах пророчеств, привезенных в Рим первыми царями города и с которыми впоследствии советовались магистраты-децемвиры каждый раз, когда в городе надвигалась беда.

В хрониках говорится, что к Сивиллинским книгам обращались во время сильного каменного ливня на Рим. Ответом, подтвержденным Дельфийским оракулом, было привезти в Рим из города Пессинунте (в Малой Азии) бетил, или священный камень, олицетворявший богиню Кибелу. За пределами этих книг римское гадание было далеко не конкурирующим с греческим или этрусским гаданием. Авгур наблюдал и интерпретировал знаки, подаваемые птицами, не заботясь о предсказании или объявлении будущего. Он попросил Юпитера послать ему знак, чтобы понять, можно ли вести войну, справлять собрание или назначать священника.

Ответ божества мог быть только утвердительным или отрицательным и никогда не освещал будущее. На самом деле желание имело единственную цель – узнать волю Юпитера, или, скорее, узнать, одобряло ли божество проекты римских политиков и солдат, а не то, какая судьба уготовила городу. Ответ также имел точную юридическую силу, срок его действия истекал в конце дня, даже если его можно было повторить на следующий день или в другое время. Таким образом, римский авгур не был предсказателем будущего. В Риме более строго прорицательную функцию выполняли гаруспия — древняя наука, принесенная этрусками, — и астрология.

Классы покровительства
Желания можно разделить на два типа. Облативными покровителями были те, которые появлялись неожиданно, например, молния или гром, определяемые ex caelo, или знамения с неба. Их считали очень неблагоприятными, поскольку они олицетворяли нарушение мира с богами (pax deorum) и интерпретировались как знак, который должен предотвратить или отменить определенный проект. Если они происходили во время митингов или заседания сената, мероприятие нужно было немедленно прекратить. Желание такого типа может быть воспринято и истолковано кем угодно.

Вторая типология состояла из запрошенных покровительств (auspicia impetrativa), т.е. осуществляемых мировым судьей, имеющим право на покровительство, например консулом или претором. Именно один из них «наблюдал» или «получал знак», посланный богами, всегда с помощью авгура, который в качестве «знатока» или «советника» интерпретировал знаки, направленные магистрату. Поэтому магистрату пришлось подчиниться ответам авгуров, что имело серьезные последствия, поскольку они могли парализовать или задержать его планы.

Птицы, божественные посланники
Была соблюдена хорошо дисциплинированная процедура обращения с добрыми пожеланиями. Жрецы располагались в теаугуркулуме, небольшом четырехугольном пространстве, обычно огороженном и с единственным входом, расположенном на вершине холма. В центре стояла палатка или хижина с каменным стулом внутри, на котором сидел авгур. Отсюда он очертил литуумом воображаемое небесное пространство, или templum, и приступил к наблюдению. Просьба была сделана на рассвете и в абсолютной тишине. Любой шум, падение предмета, писк мыши или просто ошибка ведущего в произнесении формулы аннулировали эффект консультации.

Ориентация север-юг и восток-запад была фундаментальной, поскольку она разделяла небесное пространство на четыре части, проецированные в воображаемой форме на Землю, templum terrestrial. Возможно, посмотрев на юг, авгур заметил птиц, входящих в храм: благоприятные прилетели слева, а неблагоприятные — справа. Авгуры исследовали не только полет, но и вид рассматриваемой птицы. Алиты (стервятник, орел, ястреб), например, выражали сигналы посредством полета, и важно было учитывать «регион», в котором они появлялись, высоту и виды полета, а также место, где они приземлялись. Вместо этого осцины (ворона, ворона, сова) подавали знаки посредством пения и оценивали тон, направление звука или частоту. В обеих группах существовала иерархия птиц, в которой орел и пик (т.е. дятел) обеспечивали наиболее значительное покровительство.

Покровительства сыграли важную роль во многих обстоятельствах жизни римского государства. Они осуществлялись, например, при принятии на себя функций главных магистратов, таких как консулы, цензоры и военные трибуны. В случае избранных магистратов, если покровительство не было благоприятным, необходимо было отказаться от должности, даже если консультация в любом случае могла быть повторена в другой день. Цицерон напоминает о способности авгуров распускать собрания или сенат, отменять уже начавшиеся сессии и даже добиваться того, чтобы консулы отказались от своего мандата. На самом деле, по мнению Цицерона, было достаточно простой формулы: «До другого дня».

Даже на поле боя перед вступлением в бой было обязательным проконсультироваться с покровителями. Тито Ливио рассказывает, что во время войны между Римом и этрусским городом Вейи в начале IV века до нашей эры римская армия не смогла начать атаку, несмотря на то, что этруски ждали подкрепления, поскольку диктатор Камилл «настойчиво поставил цитадель, откуда доброжелатели должны были послать условленный сигнал, как только предзнаменования были благоприятными». Когда римляне стали сражаться вдали от городов, связь с авгурами затруднилась. Фактически, перед тем как отправиться в кампанию, генералы устроили в Капитолии церемонию, которая давала им право обсуждать военные пожелания за пределами города.

Менее престижные техники
В I веке до нашей эры, в последней республике, наука о предсказаниях вошла в кризис или, возможно, трансформировалась, приспосабливаясь к новым временам. Традиционные покровительства были заменены техникой трипудиума, заключавшейся в наблюдении за аппетитом и поведением священных кур. Если, выйдя из клетки, в которой были заключены птицы, они жадно поедали только что брошенные зерна, а некоторые зерна отрывались от их клювов и падали на землю, то примета была благоприятной. Если, наоборот, у них не было аппетита или они хлопали крыльями, примета неблагоприятная. Объяснение изменения, вероятно, кроется в простоте нового метода в отличие от сложности наблюдения и интерпретации птиц-авгуров. К трипудиуму прибегали военачальники и магистраты, не имевшие права покровительства. У последнего был помощник для осуществления наблюдения — пулларий.

Судя по всему, в те годы со священными цыплятами советовались несколько раз: на поле боя или перед началом заседания сената. О популярности метода свидетельствует тот факт, что сам император Август изображался со священными цыплятами в таких произведениях, как Кельнская камея или в большом алтаре Vicus Sandalarius, района производителей сандалий в Риме. Тем не менее, многие утверждали, что этот метод не имеет такой же ценности, как традиционные пожелания. Цицерон, который был не только политиком и философом, но и авгуром, жаловался, что на открытом воздухе больше не наблюдают благородных и крупных птиц, таких как орел, а простых кур, запертых в клетках.

Как бы сегодня все это не казалось наивным чудачеством, в современном мире люди хотят того же. Гадание на любовь онлайн по фото это можно считать современное продолжение прошлого в гаданиях.

Этрусские гадалки
В начале II века до нашей эры Сенат импортировал в Рим новую категорию гадалок: этрусских прорицателей. Это исключительный случай: на самом деле лишь немногие древние общества позволяли священнику иностранной национальности - в данном случае этрусскому - участвовать в национальных религиозных и политических вопросах, более того, Рим и Этрурия на протяжении более двух столетий были непримиримыми враждебными державами. Жречество гаруспиков было престижным и первоначально было связано с аристократическими этрусскими семьями, которые со временем были заменены гаруспиями римского или латинского происхождения, которые выступали в качестве советников провинциальных губернаторов и императоров, городских чиновников или прорицателей римской армии.

Прорицатели использовали три метода гаданий: гаруспицину или наблюдение за внутренностями жертвенных жертв, интерпретацию значения молнии и интерпретацию таких явлений, как землетрясения, солнечные затмения, прохождение комет, рождение детей с пороками развития или животные с двумя головами... Гаруспики прославились всеми тремя приемами, но самым важным, несомненно, была гаруспицина. В этой гадательной практике внимание сосредоточивалось на печени, одном из шести внутренних органов, извлеченных из животного (остальные были селезенка, желудок, почки, сердце и легкие). Прежде всего наблюдали положение внутри тела, а после извлечения анализировали цвет и внешний вид. В характерной ритуальной позе гаруспик держал печень в левой руке и пальпировал ее правой, поставив левую ногу на камень. Печень всегда должна была быть обращена на юг. Чтобы определить соответствующую божественность и значение любой аномалии или уродства, гадалка использовала вспомогательный инструмент - небольшую бронзовую печень, такую ​​​​как «печень Пьяченцы». Вновь открытый в 1877 году, он имеет имена божеств, вписанные в «регистры» или «коробки» (sedes deorum) в различных частях органа.

В I веке до нашей эры были введены другие формы гадания из-за границы, а именно астрология, толкование снов или пророческие техники энгастримитой ( чревовещание) и хариоли (гадалки). В имперскую эпоху пророчества и оракулы распространялись, и круги немецких пророков (Веледа, Ганна, Ауриния) или галльских друидов (Марикко) возвещали конец Рима. Когда в 69 году нашей эры храм Капитолийского Юпитера пострадал от нового пожара, друиды истолковали пожар как знак гнева богов и предсказали не только скорый конец империи, но и новую гегемонию галлов.

Однако авгуры и прорицатели сохраняли свои функции до конца империи. Еще в 410 году нашей эры они предложили свои услуги префекту Рима, чтобы остановить вторжение варваров Алариха, вызвав молнии против вражеской армии. На этот раз попытка не удалась.





Контактные данные автора


Категория: Жизнь | Просмотров: 248 | Добавил: Alla | Теги: гадание в Древнем Риме | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится



Схожие материалы:

Категории раздела

Информация для Вас


Наши друзья

Яндекс.Метрика