Некоторые могут полагать, что диваны — сравнительно недавнее изобретение и что римляне, зная кровати и триклинии, уж точно не знали кресел и диванов. Ничто не может быть более неправильным. В гостиной дома римской семьи располагались диваны, кресла и различные столы, причем в определенном количестве и качестве.
Если хозяева и сами гости хотели сесть и поговорить, возможно, в сопровождении бокала хорошего итальянского вина, им были доступны диваны и кресла.
Римляне также использовали диваны без спинок, но с подлокотниками. Обычно они были деревянными, но иногда и каменными, и использовались для сидения пары человек для неформальной беседы.
Это было то же самое, что Триклинион и Биклинион или столовая древних, которые также давали название Accubita или Accubationes кроватям, на которых обедали. Из разных текстов авторов кажется, что это название было общим для кровати, а также те, которые предназначались для сна, но которые отличались по форме, которыми пользовались только великие и богатые, и которые не следует путать с простыми кроватями Lecti triclinares или Lectuli Discubitorii, используемыми людьми посредственного статуса. Прежде всего, роскошь, к которой больше всего стремились, и то, что можно было вообразить, было наиболее лестным для мягкости. Это также заставило людей назвать Сигматы, потому что форма предмета была почти подобна форме греческого иероглифа, имеющего букву нашей С. (Г.Ж. МОНШАБЛОН, профессор Парижского университета).
ТРИКЛИНИУМ И ДИВАНЫ
Кровати и диваны в роскошном доме были богато украшены резьбой и напоминали вытянутые троны. Самые красивые кровати римского периода, покрытые костью и слоновой костью, следует различать между домашними и, в частности, уличными, и кроватями из погребального контекста, причем последние составляют абсолютное численное большинство, учитывая, что гипогея сохранилась лучше чем дома, как по герметичности среды, так и по без обрушениям, а также потому, что часто находили нетронутые гробницы. Поэтому погребальные кровати более известны и более изучены, хотя до сих пор ведутся споры о том, действительно ли во времена Римской империи существовали два типа и два производства кроватей: одно домашнее, а другое погребальное. Использование украшенных кроватей было введено в Риме после триумфа Гнея Манлия Вулсоне.
Видимо, мода на погребальное ложе с костяным декором пришла в романизированную италийскую среду из птолемеевского Египта. Таким образом, могильные кровати из слоновой кости из македонских гробниц можно считать важным предшественником, в символическом смысле, погребальных кроватей римской эпохи.
С другой стороны, даже при обнаружении погребальных кроватей реконструкция декоративного костяного покрытия совсем не проста из-за особой техники строительства, которая, во-первых, предполагает деревянную конструкцию, обычно армированную изнутри броней из железных стержней.
Затем на деревянную конструкцию накладывались покрывающие пластины, гладкие или декорированные, обрабатывались отдельно и затем приклеивались к деревянной опоре.
Однако вопрос о происхождении кроватей и местонахождении производственных цехов до сих пор остается открытым, так как о них нет никаких сведений и поскольку раньше использовались простые деревянные носилки. Но, возможно, использование кроватей в римском мире произошло от роскошных кроватей эллинистического мира, открытых в результате военных завоеваний, таких как lecti aerati или triclinia aerata, которые впервые принес Гней Манлий Вульсоне, одержав победу над галатами Малой Азии, в Риме в 187 г. до н.э., как вспоминают Ливий и Плиний Старший.
Убранство кроватей варьируется в зависимости от местности, эпохи и достатка владельцев. Например, внутри камерных гробниц Мальтиньяно были найдены погребальные кровати: одно со сложным декоративным покрытием из кости, а другое украшено более скромными терракотовыми аппликациями.
Кровати дома стояли на точеных деревянных ножках, окрашенных в яркие цвета или инкрустированных контрастным деревом, или слоновой костью, или полудрагоценными камнями, или небольшими вставками из позолоченной латуни, отделанными металлом на концах ножек и на изголовье.
Перепись слоев костей и слоновой кости, происходящих из не погребальных контекстов, которые они могли иметь триклиниарные и кубические функции в домесе подчеркивают, что свидетельства довольно редки и касаются почти исключительно точек опоры (а не корпуса и ног) и, в частности, стеблей, которые в основном бывают двух типов: голова водоплавающей птицы и голова силена.
В северной Италии проводится прямое сравнение свидетельств из некрополя и домашней среды с представлением ранее неопубликованной вершины опоры с головой водоплавающих птиц, найденной в Кремоне.
Обычно диваны, как и кровати, состояли из четырех ножек, которые поддерживали деревянную раму с деревянными стержнями, на которых опирался матрас. Иногда делалась специальная обивка дивана на усмотрение владельца.
Последний (тор) наполнялся сеном, соломой, сухими листьями или водорослями для самых бедных, затем шерстью, а для самых богатых перьями гусей или других птиц. Первоначально его покрывали козьей, овечьей или другой шкурой, а позже простынями или одеялами, называемыми торалиями.
Или вместо шестов были полоски тяжелой кожи, тоже прошитые, чтобы увеличить ее вдвое и сделать более прочной. Немного похоже на ремни, которые часто кладут под мягкие кресла. Очевидно, что матрасы для диванов и кроватей были ниже и жестче, чем сегодня, или сами кровати были не такими удобными, как сегодня, но привычки имеют большое значение.
Если вы привыкли сидеть или спать на твердых поверхностях, ваши мышцы адаптируются и укрепляются, но на мягких поверхностях происходит обратное. Однако римляне широко использовали мех животных, размещая его повсюду: на матрасах, диванах, креслах, стульях и мраморных скамьях, а также на полу.
Обнаружен оригинальный диван из Помпеи, почерневший, но не сожженный лавой, которая, наоборот, сделала древесину очень твердой. Помпеи были маленьким Римом, равным по роскоши и искусству, поскольку лучшая римская знать стекалась на побережье Кампании, где они построили «виллы для отдыха», великолепные дома, великолепно обставленные и украшенные фресками.
Широко использовались диваны, часто типа кроватки, без спинок и подлокотников, целиком деревянные, возможно, позолоченные или окрашенные, использовались также на террасах и крыльцах. На него были помещены матрасы, которые были прикреплены к деревянному основанию цветными ремнями.
Естественно, шезлонги или диваны, устанавливались на открытом воздухе в хорошую погоду, которая на юге Италии была и остается очень продолжительной, если только их не убирали внутрь на случай дождя. Эти матрасы были покрыты красивой тканью, хлопчатобумажной или шелковой, а то и разноцветной камчатной тканью.
|