В последние дни пользователи, гуляющие по коридорам парижского метро, обнаруживают новый рекламный дисплей. В данном случае это большие ЖК-экраны, которые впервые появились на курортах с интенсивным движением, таких как Шарль-де-Голль-Этуаль, Ла-Мот-Пике-Гренель или Порт-Майо. На этих экранах зацикливаются три рекламных ролика, видеоролики или анимированные постеры.
Начало проекту крупномасштабной сети цифровых дисплеев, разработанному совместно RATP и его рекламным агентством Metrobus, действительно положено. К середине августа должно быть быть установлено 300 экранов. Тогда сотня завершит систему до конца года. Новый старт для проекта, который фактически должен был начаться годом ранее. Но, тогда остановил спор.
Все началось в декабре 2008 года с открытия первых четырех рекламных ЖК-панелей на вокзале Шарль-де-Голль. Очень быстро раздаются голоса, осуждающие это рекламное устройство, которое Metrobus называет «революционным» и «интеллектуальным». В том числе пять ассоциаций — «Сопротивление рекламной агрессии», «Улыбнитесь, вас снимают», «Большой брат», «Робин с крыш» и «Le Publiphobe», которые вызывают в памяти «шпионские» рекламные экраны. Под вопросом: датчики, установленные в этих цифровых панелях, способные измерять количество наблюдающих за ними людей и обнаруживать области, на которых задерживается взгляд. А также система беспроводной передачи (Bluetooth), способная автоматически отправлять рекламные сообщения на мобильные телефоны прохожих. В марте 2009 года ассоциации вызвали Metrobus и RATP к судье в палате Парижского трибунала большой инстанции. Они тогда будут уволены в конце апреля, судьи отклонят их просьбу о проведении экспертизы. К протестному движению присоединились и некоторые оппозиционные политики. Наконец, Национальная комиссия по вычислительной технике и свободам (CNIL) решает заняться этим делом.
При этом, у протестующих не было возражений относительно стандартных вывесок и баннеров в метро или на зданиях. Ведь вывеска на здание изготовление производится только после согласования с городскими властями, архитекторами, иногда обсуждение происходит и с местными жителями. И если вывеска соответствует городским требованиям, её разрешают установить на выбранное здание. Вывески в метро появляются по другому принципу, и не требуют столь бюрократического обсуждения, за исключением новых форматов, вызвавших бурное обсуждение.
На протяжении всего этого периода беспорядков Metrobus отключал свои спорные экраны, ожидая мнения CNIL. Об этом стало известно 19 апреля в тексте с ироничным названием «Улыбнись, ты засчитан». Административный орган признает, что Закон о защите данных применяется к устройствам для анализа поведения потребителей. Будь то измерение аудитории для рекламных щитов путем захвата видеоизображений или систем для измерения посещаемости мест с захватом данных, передаваемых мобильными телефонами. «Собранные таким образом данные являются личными данными, поскольку они могут позволить идентифицировать человека», — утверждает CNIL. Таким образом, неявно давая свое согласие, он заявляет, что готов проводить проверки для подтверждения анонимности данных. Это также требует четкой информации от общественности. Ассоциации заявили о своем разочаровании, прочитав это мнение, которое они считают «пристрастным». Они считают, что CNIL «проигнорировал два основных вопроса: саму законность шпионских экранов и согласие заинтересованных лиц». Как только было дано заключение, уже установленные экраны снова включались. Сейчас монтажники работают по ночам, чтобы расширить сеть. Однако знаменитые датчики, вызвавшие разногласия, на данный момент отключены.
Но этот случай подчеркивает проблемы цифрового перехода. Плакаты, стремящиеся улучшить предложение, хотят предоставить рекламодателям очень точные данные об аудитории для своей кампании. И как можно лучше ориентироваться на их распространение. На данный момент Metrobus разделил свое предложение на три временных интервала: «бизнес», соответствующий времени в пути сотрудников; «отдых», вечером; «большой расход», остаток дня. Для Metrobus, дочерней компании JCDecaux и Publicis, этот проект имеет тем более стратегическое значение, что срок действия рекламного контракта RATP истекает в конце года на сотни миллионов евро в год.
|