Индустриальная мебель начала 20-го века пользуется популярностью у антикваров и коллекционеров, которые признают качество производства и его стиль сами по себе: мы говорим о «индустриальном стиле». Очень устойчивая, эта мебель, сдержанная и простая, вписывается в любой интерьер, особенно в современный дизайн. За каждым предметом мебели, стулом или промышленным объектом стоит история, история фабрики, мастерской и людей.
Исторический контекст
Прошло более века с тех пор, как ударная волна промышленной революции, пришедшая из Англии, пересекла страну. Она полностью перевернула принципы производства и отказалась от своего ремесленного измерения, которое до тех пор было единственным способом производства.
Именно против течения и в ответ на опасения по поводу прогресса и условий труда рабочих, доведенных до своего рода рабства перед лицом Машины, в 1860-х годах в Англии возникло движение «Искусств и ремесел» - Уильяма Морриса. Он отдавал приоритет традиционным и унаследованным от предков ноу-хау и методам до того, как они исчезли. Ремесленники заново изучат эти методы, вдали от загрязнения и условий труда промышленности, как они существовали тогда. Они будут вдохновлены формами природы, а также геометрическими формами с повышенным чувством чистоты.
Это движение окажет влияние на бельгийских творцов того времени. Виктор Орта, Пол Ханкар, Анри Ван де Вельде и другие стояли у истоков своего бельгийского аналога: движения в стиле модерн. Последнее также будет направлено на продвижение кустарного производства ремесел путем серийного производства предметов и мебели. И даже если эти предметы или предметы мебели все еще ручной работы, речь уже идет о промышленной мебели, потому что она производится серийно. В соответствии с этой концепцией различия между большим искусством и второстепенным искусством больше нет, создание и производство являются работой сами по себе.
Таким образом, серийное промышленное производство коренным образом изменило образ мышления фабрикантов и даже художников того времени.
В 1907 году Генри Ван де Вельде, когда движение в стиле модерн было на пике своего развития, хотел через Deutscher Werkbund, Союз немецких декораторов, воздать должное промышленному производству с заботой об эстетике, качестве и современности. Школа Баухаус в Германии, созданная в 1919 году Вальтером Гропюи в том же духе, размышляла о способе развития промышленного производства совместными усилиями художников, промышленников и ремесленников. И это при улучшении условий труда рабочих.
Успех этой школы был таков, что она до сих пор оказывает влияние на наш мир. Большая часть мебели, разработанной в рамках движения Баухаус, производится и сегодня, что увековечивает признание исключительной мебели — настолько исключительной, что она предназначена для определенной элиты, учитывая ее непомерные цены, или зарезервирована для истинных энтузиастов, способных установить цену за объект.
Серийное производство
Разве это не возможность производить предметы или мебель по более низкой цене для большего числа людей, возможность удовлетворить растущий спрос на мебель, предназначенную для работы? Так родилась промышленная мебель.
Вопреки заботе об эстетике, поддерживаемой Баухаусом и Анри Ван де Вельде в Бельгии, производство промышленной мебели предназначалось для определенной функции, помогая рабочему в его повседневной работе. Подобно инструменту, полезность определяет форму, потребность определяет эстетику, форма объекта определяется исключительно его функцией. Разве это не определение минимализма в чистоте формы? Никаких излишеств, никаких исторических или натуралистических отсылок, важна только функциональная линия.
Предпочтительным материалом для промышленной мебели является сталь. Выбранный в качестве символа прогресса за свою долговечность и простоту реализации при низкой стоимости, он доказал это и дошел до нас спустя десятилетия с патиной, которая только добавляет ему неописуемый шарм.
Когда человек впервые сталкивается с промышленной мебелью, никто не может остаться к ней равнодушным. Эта исключительная печать может исходить только от этой патины времени, от этих следов этого промышленно развитого мира, памяти о ежедневной работе человека. Он выражает необработанную и в то же время утонченную вселенную, функциональный язык, который сделал ее такой эстетичной, возвращение к основам, в конечном счете, таким современным.
Франция уже чествовала своих всемирно известных промышленных мануфактур и своих знаменитых создателей, вошедших в историю этой мебели. К ним относятся: самый символичный стул модели А от компании Tolix, созданный в 1930-х годах Ксавье Пошардом, который производится и по сей день; лампа Jieldé работы Жана-Луи Домека; лампа Бернара-Альбена Гра, созданная в 1921 году, которой Ле Корбюзье особенно любил оборудовать свои мастерские; или, наконец, мебель-раскладушка Strafor от Forges de Strasbourg, где можно было ещё купить круглый стол.
А в Бельгии?
Было также производство качественной промышленной металлической мебели, которая, несмотря на то, что ее создатели остались в тени, вошла в историю мебельной промышленности Бельгии.
Мы находим здесь и там, среди других предметов антиквариата другого стиля, другой эпохи, на блошиных рынках или в антикварных магазинах эту мебель, столь желанную в наши дни и которая сегодня привносит нотку оригинальности в наши интерьеры. Какова история этой мебели, что заставляет антикваров с таким особым энтузиазмом находить эту мебель?
Некоторые имена среди прочих заслуживают особого упоминания.
Компания Les Entreprises C. Lechat, основанная в Брюсселе в начале прошлого века, была поставщиком металлической мебели для американской армии, что было приятной насмешкой для маленького бельгийского производителя перед лицом американского гиганта! Они также производили мебель со ставнями из бронированной стали для бельгийской авиакомпании SABENA. Также есть складские шкафы-раскладушки этого производителя.
В Houdeng-Goegnies в 1922 году бывшие фабрики Oscar Verdure стали кооперативной компанией под названием «Мастерские по изготовлению металлических конструкций и трубопроводов», специализирующейся на производстве металлических раздевалок и офисной мебели, а в 1925 году она стала анонимным обществом. «La Tôle Manufacturée», головной офис которой будет находиться на бульваре Анспах в Брюсселе, а заводы останутся в Худенг-Гёнье. Несмотря на обнадеживающие надежды, к сожалению, в 1932 году SA "La Tôle Manufacturée" находилась в стадии ликвидации (Колледж от 29 августа 1933 года), и здания были в значительной степени снесены, чтобы освободить место для частных домов.
Сосед SA «La Tôle Manufacturée», компания Faveta, базирующаяся в Ла-Лувьер, производила металлические шкафчики, мебель, пользующуюся большим спросом в то время, чтобы рабочие могли переодеваться, когда они приходили на фабрику.
Также в Центральном регионе, в Эн-Сен-Поль, компания Victor Libeer специализируется на гибке листового металла.
Бизнес в районе процветал
Самым символичным, благодаря своему дальновидному мышлению, безусловно, является Maison Desoer. Он смог пройти через века с момента своего основания в 1750 году в качестве типографии до сегодняшнего дня, известного как «офисный дизайн TDS». Это изменение названия последует за слиянием в 1946 году с льежским производителем офисов TDS и позже, чтобы адаптироваться к экспортному миру. Maison Desoer назовет свою линию по производству металлической мебели «Acior».
У Чарльза Дезоэра, печатника от отца к сыну с 1750 года, был друг Альберт Крафт де ла Солкс, который в 1898 году вернулся из поездки в Соединенные Штаты с возможностью представлять марку пишущих машинок «Андервуд». Шарль Дезоер очень быстро понял потенциал этого рынка и вместе со своим другом взял на себя представительство в Бельгии и Голландии. Этот рынок рос с таким энтузиазмом, что он нанял продавцов и открыл филиалы в Брюсселе, Антверпене, Генте и Шарлеруа.
За несколько лет до Первой мировой войны Чарльз Дезоер уже предчувствовал будущее металлической мебели и взялся за два новых представления: мебель «Allsteel» и офисные печатные машины «Multigraph», оба американского производства. В 1929 году офисное оборудование было настолько успешным, что Maison Desoer сделал предложение «General Fireproofing Company», которая производила мебель «Allsteel»: основать в Бельгии фабрику по производству стальной мебели. Несмотря на это интересное предложение, Американская компания отклонила его, вероятно, охладившись кризисом, разразившимся тогда в Соединенных Штатах. Так, в 1933 году Maison Desoer самостоятельно разработал марку металлической мебели «Acior».
В 1945 году эта компания получила государственный контракт на поставку металлической мебели в рамках строительства старых скотобоен Намюра, расположенных в районе Бомель 1. Этот пример применения является замечательным свидетельством интеграции этой мебели в ее первоначальную функцию утилитарной мебели и, кроме того, в здание, ставшее символом модернистской архитектуры города Намюр.
В 1950 году штаб-квартира Maison Desoer и ее полиграфические отделы, металлическая мебель «Acior» и пишущие машинки «Underwood» и «Multigraph» располагались в Бельгии в восьми разных городах: Кортрейк, Гент, Антверпен, Брюссель, Шарлеруа, Льеж (главный офис ), Prayon-Trooz (фабрика) и Verviers, а также в Великом Герцогстве Люксембург.
Дефис
С 1926 по 1936 год Генри Ван де Вельде был профессором Гентского университета, где он стал архитектором университетской библиотеки, названной «Букенторен» или «Башня книг». «Башня Книг», памятник архитектуры, высотой 64 метра, считается шедевром этого знаменитого архитектора. Когда мы смотрим на различных производителей, которые участвовали в разработке этого здания, мы лучше понимаем, почему сейчас бельгийская промышленная мебель является неотъемлемой частью истории мебели в Бельгии.
При представлении спецификаций позиций, касающихся поставки металлической мебели, мы находим в записях для этого представления, среди прочего, фабрики Victor Libeer, Maison Desoer, компанию Faveta, G. Moens & Co и Lechat Establishment.
Desoer был назначен поставщиком файлов из семидесяти ящиков для комнаты каталогов. Компания Faveta выиграла контракт на изготовление книжных полок для подвала, а компании G. Moens & Co из Брюсселя на металлические стеллажи на первом этаже и металлические стеллажи для газет и периодических изданий, расположенных в пещере.
Благодаря решению Генри Ван де Вельде интегрировать в это здание промышленную металлическую мебель, поскольку она отвечала особой потребности, которую мог удовлетворить только он, он придал ей главное значение, которое породит это освящение, предметом которого он, наконец, стал сейчас. В этом здании промышленная мебель идеально гармонирует с внутренним убранством и своей структурой подчеркивает архитектуру.
Промышленная мебель — это, прежде всего, история людей, изобретательных, приспосабливающихся к требованиям рынка, в совершенстве овладевших техникой складывания листового металла и его отделки.
Наконец, строительство «Башни книг», библиотеки Гентского университета, высокого места Знания и Науки, спроектированное одним из величайших архитекторов того времени, является связующим звеном между этими двумя мирами: мир творения возвышен в ранг искусства, репутация которого не имеет себе равных и которое остается неизвестным по сей день, но которое, тем не менее, заслуживает этой особой дани.
|