Речь пойдет о мебели Средневековья (1300-1500 гг.), или мебели в средневековом стиле.
Мебель, созданная в эту эпоху (включающую в себя романский и готический периоды), очень редка, дорога и хрупка.
О них будет интересно поговорить, потому что они являются прародителями всей мебели, которая была создана впоследствии, и потому что их линии и орнаменты являются точками отсчета в истории мебели вообще.
Мебель средневековой эпохи ярко выражена по стилю: формы почти не меняются. Эта однородность как-то компенсируется обильным разнообразием декора.
Единственной визуальной демонстрацией наиболее сохранившихся сегодня образцов средневековой обстановки являются иллюминированные рукописи того времени. Это древние тексты, богатые украшениями и иллюстрированные фигурами и декорациями.
Зато те немногие предметы мебели, которые сохранились до наших времен, чрезвычайно редки и очень хрупки и сегодня обогащают музеи и некоторые частные коллекции.
МАТЕРИАЛЫ
Как правило, породами древесины, наиболее часто используемыми для изготовления мебели в этот исторический период, были дуб, орех, каштан и ель, которые тогда были доступны в больших количествах.
В Италии примерно в 1400-х годах стали отдавать предпочтение грецкому ореху, компактные волокна которого больше подходили для работы долотом. Древесину рубят на убывающей луне и долго выдерживают: средство, используемое для противодействия появлению древесных червей.
Помимо дерева, при изготовлении мебели использовался только один материал: кованое железо. Последний использовался для петель, замков и ручек. Его в изобилии использовали для дальнейшего укрепления конструкции и оставляли открытым, чтобы придать строгий декоративный характер.
ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ
Готическая мебель отличается массивной конструкцией, деревянными деталями удивительной толщины, шероховатыми топором (реже пилой).
Эти толстые доски были собраны без использования клея, а исключительно благодаря игре простых соединений. Иногда все это грубо прибивали грубыми железными гвоздями с плоскими и широкими шляпками или деревянными гвоздями.
Украшение было расписано или вылеплено. Курсивный вкус отдавал предпочтение полностью цветной мебели. Орнаментальные темы имели исключительно религиозное вдохновение. Видимые поверхности были выровнены пемзой и отполированы льняным маслом и воском.
МЕБЕЛЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В средневековом доме мебель не выполняла ту же эстетико-социальную функцию, которую она выполняет в современном доме. Напротив, они должны были реагировать на практически-функциональные потребности, включая максимальную устойчивость и минимальный размер. Это было связано как с бедностью исторического периода, так и с необходимостью быстрого бегства в случае набегов или по другим причинам. Поэтому мебель почти вся была съемной.
Комнаты не предназначались для какой-то одной цели, а например, обеденный стол ставился там, где было удобнее всего.
Из фресок и картин можно сделать вывод, что первый обеденный стол состоял из двух или более козлов, на которые просто ставили деревянную поверхность и после употребления еду разбирали.
Сундук был главным предметом мебели и часто был единственным предметом мебели в средневековых домах. Его форма параллелепипеда, установленная на четырех ножках, соединенных непосредственно с корпусом мебели, облегчает использование различных функций, таких как стол, сиденье или опорная поверхность. Его основное предназначение заключалось в охране домашнего имущества и облегчении его перевозки в случае внезапного отъезда.
Сундук, или свадебный сундук, изначально имел также символическое значение, так как женщины помещали в него свое свадебное приданое и в день свадьбы брали его с собой в дом, где они жили со своим супругом.
В зависимости от экономического положения родительской семьи свадебный сундук мог варьироваться от простого и без украшений до богато украшенного.
СИДЕНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЕБЕЛИ
Сиденье разрабатывалось параллельно с кессоном. Эволюция этого предмета мебели, безусловно, самая значительная из всех.
Наиболее распространенной формой сидения была скамейка: дубовая доска, закрепленная на двух или трех козелках.
Среди других форм сидения мы обязательно находим табуретки, опирающиеся на три наклонные ножки. Такая конструкция возникла из-за большей устойчивости, которую она демонстрировала на неровных полах.
Стул, как мы его понимаем сегодня, представлял собой практически предмет престижной мебели. Наиболее распространены были сундук (типа сундука) с богато украшенной передней панелью, увенчанный высокой квадратной или закругленной спинкой и двумя подлокотниками. Можно считать, что эта была дизайнерская мебель того времени.
Что же касается кроватей, то можно сказать, что самые распространенные из них состояли из резного или расписного изголовья и высокого плинтуса, или деревянного основания, служившего опорой для грубого соломенного матраса.
С приближением 16 века наступает эпоха Возрождения, историческая эпоха, в которой структура и формы мебели претерпели быструю эволюцию, становясь более изысканными и с многочисленными комбинациями.
|