В этом видимо и заключается принципиальное отличие «враждующих лагерей»: первые пытаются «воевать» на интеллектуальном фронте, другие - действовать здесь и сейчас, лишь бы найти идеологическое обоснование очередной акции.
Причина этому, наверное, в так называемой «социальной базе». Леворадикальными идеями в Украине в основном увлекаются студенты гуманитарных вузов, выходцы из интеллигентных семей, которые даже в школе успели получить хорошее образование, а вместе с ней «заработали» очки, бледный цвет лица и худощавое телосложение.
Их оппоненты - наоборот, ребята в основном из гущи народа, высшее образование далеко не у каждого, однако вполне возможны другие жизненные «университеты»: ПТУ, армия, заработки за рубежом. Они в значительно лучшей физической форме, но знаниями не отличаются, для них ведь это не главное, главное, знать, кто сегодня враг, а остальное - детали.
Как-то был свидетелем одной «дискуссии», инициированной киевскими троцкистами (численность группировки никогда не превосходила 10 человек), на которую они пригласили националистов. Последователи «демона революции» пытались устроить сенсацию: мол, ОУН на определенном историческом периоде опиралась на марксистское учение, особенно в экономических вопросах и подыскали, надо сказать, кое-какие тому подтверждение.
«Должна же быть какая-то научная база. В Донцова же нет четких экономических программ! », - Вещал оратор-троцкист. Слово взял «оппонент», бывший унсовець: «Ну, что вам сказать, Донцова надо читать ...» Здесь у него зазвонил телефон, он ответил: «Да нет, сейчас не могу! Где? Вот здесь марксисты на дискуссию пригласили. Да нет, какое стартовать, я недавно из тюрьмы ... »Где-то на этой ноте пафосная дискуссия и закончилась.
Экстремисты обоих флангов стремятся установить справедливость, которую каждый понимает по-своему. Леворадикалы считает, что для этого нужно совсем немного - изменить ... мир. А как изменить, он знает, недаром он столько умных книг прочитал. Отсюда еще одна украинская «детская болезнь левизны»: каждый боец этого фронта уверен, что именно он знает лучший рецепт «победы над капиталом», «освобождение трудящихся», «остановка глобализации», кто-то рядом еще может тоже об этом догадывается, но не понимает полностью.
Поэтому все украинские левацкие тусовки разрозненные, малочисленные и маловлиятельные.
В правых все проще: справедливость можно восстановить, если найти виновных и «замочить» их. Виноваты - евреи, москали, гастарбайтеры, либерасты, леваки. Итак, «работы» найдется на каждый день. Другое дело, что никто из рядовых «нациков» не является уверенным, что когда-то это закончится и врагов нации не станет совсем. Похоже, они живут по логике: если врагов нет, их следует хотя бы выдумать.
Слово & дело
Праворадикальная организация живет, пока она устраивает какие-то акции, «движухи». Драка ради драки - нередко правые радикалы следуют именно этому правилу, потому что «наши враги проживут еще долго».
Для рядового активиста такого движения достаточно портретов Бандеры и Шухевича, красно-черного флага и лозунги «Слава Нации!» О идеологическую неразборчивость ультраправых говорит хотя бы такой факт: культовая в этой тусовке группа «Топор Перуна» имеет такой хит как «Неугасимое пламя славы, содержащий следующие строки:
Неугасимый огонь славы
отрядов УПА
Хайль! Гордым героям!
Им место в веках.
В лицо бил неудержимый снег, горячий снег, кровавый снег,
За перевалом перевал арийский воин победил ...
Это уже собственно не идеология, а мифология: «хайль» армии, которая воевала против нацистов и бойцы которой не имели за цель воевать за «арийские ценности». Но если ты ежедневно воюешь за «чистоту нации», тебе просто не до того, чтобы разбираться в идейных вопросах.
Другое дело - «леваки». Здесь идейную чистоту лелеют настолько, что времени на акции просто не остается. Леворадикалы «продинамили» фактически все более- менее значимые политические события в стране. Они не вышли на Майдан, потому как они, идейно чистые окажутся рядом с «фашистскими», «буржуазными» и «компрадорской» партиями? Нет, лучше провести внеочередную дискуссию о антиглобализме. Или написать пост (почти прямая цитата из уже несуществующего «Киевского портала либертарных инициатив»): «Как хорошо, что протестующие применяют барабаны. Теперь и в Украине есть такая форма протеста »»
Когда 1 мая в Германии «леваки» устраивают массовые побоища с полицией, киевские, например, анархисты, тоже времени не теряют и устраивают частности такие «масштабные» акции: «Устроили хэппининг на газоне, запускали воздушного змея, распивали лимонады и угощали прохожих анархическими печеньками », - говорилось в одном из первомайских отчетов. А все потому, что наши «идейно» правильные анархисты никогда не пойдут на общую акции с троцкистами, маоистами, автономами, коммунистами - идейная чистота пострадает.
Принципиальность & конформизм
Радикализм - болезнь молодых. Но от этого не менее интересно наблюдать, как складывается судьба вчерашних активистов революционных организаций. Возьмем за пример левых: абсолютное большинство моих знакомых, кто причислял себя к левым 10-15 лет назад, сейчас работают маркетологами, копирайтерами… в довольно престижных международных компаниях, преимущественно в сетевых рекламных агентствах.
Теперь поняли, почему у нас реклама такая бескомпромиссно-революционная? Ее делают на заказ «монстров капитализма» вчерашние последователи Че! Остальные «тусовки»: либо в международных правозащитных структурах, опять-таки нередко на грантах «злого гения капитализма» Джорджа Сорроса, или, что в данном случае честнее, - в науке.
В правых картина иная: большинство остается на непрестижных работах и ждет национальною революцию, которая их сделает «белыми хозяевами», меньшинство - те, кому повезло, попадают в политику: «сидят на зарплате» в районных центрах партий, работают помощниками депутатов, в партийной прессе.
Уровень конформизма здесь несколько иной: вчерашний «наци» может работать в национал-демократической партии, но это совсем не то, что вчерашний марксист на службе крупного капитала.
Романтика & самоутверждения
Если говорить о гендерном балансе в украинских радикальных тусовках, то девушки здесь редкость, но не уникальное социокультурное явление. В правом лагере встречаются активистки двух типов: туповатые пацанки, которых можно найти и в «безыдейных» гопническо-криимнальних группировках и гордые девицы, имеющие сентимент к «настоящим рыцарям», «принципиальных мужчин», «не таких, как все».
Первым просто нравятся крутые (не обязательно в материально-финансовом смысле) чуваки, они стремятся уподобиться им, сами готовы дать в морду, одеваются и выглядят также как и их «партайгеноссе» мужского пола.
В сознании таких «скин-герл» также сидит желание наказать всех «не таких», часто является следствием недостатков домашнего воспитания, неполной семьи (девушки, растущие без отца часто ведутся на плохих парней именно такого рода, -правых радикалов). Во вторых, назовем их «дамы сердца», имеют совершенно другой набор мотиваций и ожиданий от правого радикализма.
Это строгие консервативные девушки, которые принципиально не употребляют алкоголя и сигарет, требовательные к себе и окружающим, поэтому им импонирует нацистский аскетизм, эстетика запрещенного и строгая категоричность: кто не с нами, тот против нас. Конечно, такие девушки не загрязнят рук о врагов нации, но носить в тюрьму передачи своим собратьям будут, а может даже дождутся их выхода на свободу.
Внешне украинские левые активистки не отличаются от европейских «аналогов». Пестрый, неформальный вид, ни кожи или меха, экологические ткани, вязаные шапочки, бесформенные свитера, потертые джинсы. Этакие пришельцы в украинскую среду, испорченную гламуром.
Счастливая «ливачка» имеет возможность часть своего времени тусить где-то в Европе: там и в сквотах пожить можно и открыто выступить в защиту геев и лесбиянок, а главное жить на нормальную стипендию и не париться. Девушка с левой тусовки в Украине - это как столичная дама в провинции: ей здесь все не так, вокруг одни жлобы и гомофобы и вообще украинское социокультурное пространство тесновато, чтобы вместить такую «внеформатную» гражданку.
В «революцию» такие девушки приходят в основном самостоятельно, а не по зову романтических чувств. Все начинается как правило по увличению авангардным искусством, артхаусным кино... К тому же 100% она - интеллектуалка, ей есть что сказать во время длительных дискуссий. Немало среди «левых» девушек убежденных феминисток, встречаются и сторонницы полиамурности (свободная любовь без обязательств и отрицание брака), а также лесбиянки. Первые - приходят идейно, вторые - просто акцентуированные лица, ищущие новых форм для эпатажа.
Соблюдая free love они, в действительности, обычно ведут довольно сдержанный образ жизни. Третьи просто находят толерантную среду, хотя идеями социальных перевоплощений интересуются мало.
Конспирология & шизофрения
Радикалам свойственно подозревать всех и каждого, особенно в своей среде. В левых с этим несколько проще: если их хоть немного потрепала милиция или СБУ, они будут искать среди себя «стукача» и могут вообще свести на нет свою и без того не очень бурную деятельность, лишь бы уберечься от «провокаторов».
На бытовом уровне они все время подлавливают друг друга на каких-то нарушениях норм. Вышел из трамвая, подал девушке руку - ты, сексист? Сказал просто бранное слово «п.. Р» - ты, гомофоб? Не перешел с русскоязычным собеседником на русский - ты, националист? Правда, это говорят в основном шутку, но день такого общения непривычного человека может травмировать надолго.
В правых круг подозреваемых шире. Здесь тоже опасаются и постоянно ищут «кротов» из спецслужб. А также: «жидов», «красных агентов» (от левой тусовки), либерастов и т.п. Бывает, что подгуляют два нацики, начнут откровенный разговор, а потом один посмотрит в глаза товарища и скажет: «Вот поклянись мне, что ты не еврей!"
С таким набором штампов врагов долго искать не надо. Как-то стоял на Крещатике и слышал разговор двух типичных ультраправых. Пошла речь о каком-то не очень надежном товарище, и тут же собеседник выдает диагноз: «Да он же кагэбист, разве ты не знал, Алексей!» Через минуту вспоминают кого-то другого: «А, этот жидок!» Ну и дальше весь разговор в таком ключе - такой базар теток с рынка, только идейно окрашен.
Местные проблемы & «международная солидарность»
Правым придумать повод для акции - элементарное дело. Сейчас с подачи «Свободы» это вообще доведено до автоматизма: только где-то какая-то заваруха - флаг в руки и вперед на защиту нации. А что за причина: футбол, Киевсовет или даже забастовка донецких шахтеров - вопрос второстепенный. Играть бицепсами - любимое развлечение правых. Была бы форма, а содержание какое-то придумают. Есть только один нюанс: правые защищают нацию здесь и сейчас, внешней политикой интересуются мало.
Левых, наоборот, легче поднять на пикет какого-то посольства. Поэтому выражать солидарность с латиноамериканскими революционерами, курдскими сепаратистами, поминать жертв Брейвика - это правильно, так леваки за рубежом делают. А вот кого поддержать в Украине - здесь наши леваки утонут в дискуссиях.
Возможны только два исключения: защита геев, это тоже учитывая евроливакив правильно. И борьба против застроек, потому что это борьба против корпораций и за экологию одновременно. Но, по иронии судьбы, эти же митинги любят и «фашисты» и оказаться с ними по одну сторону баррикад. А это уже весомый аргумент найти повод обломаться и обломаться.
Чистый креатив & военная тактика
Украинские реалии таковы: в силовом противостоянии, то есть правые всегда победят левых. Задавят и числом и умением. Потому наци тренируются и умеют махать кулаками. Леваки время от времени тоже говорят: надо и нам начать кататься, организовать «красных скинов» (на Западе и в России они реально существуют - некие отряда антифашистской самообороны, в Украине - в основном часть радикальной мифологии).
Но когда там кататься. Если сегодня семинар, завтра - коллоквиум, послезавтра - антифашистский киноклуб, а послепослезавтра - дискуссия анархистов с автономами?
Оружие леваков - творчество. Они могут организовать яркий флешмоб, концерт, нарисовать красивые креативные граффити. Наци, когда берутся к чему-то подобному - значит тупо и «топорно». Зато накрыть ночной клуб, где играет какой-нибудь антифа-панк-группа.
Криминал & двойная мораль
Идеология правых, имеет под собой ницшеанские основы, освобождает й носителей от моральных колебаний. Побить, а то и убить «жида» или «нигер» - это даже, по их представлениям, благородно. Вопрос только: мочить прямо сейчас или дождаться национальной революции. А иметь при себе оружие, хотя бы холодное - это верно для «настоящего мужика». Поэтому оказаться на скамье подсудимых и получить немалый срок для правых - вещь обычная, да это и не уникальный украинский, а мировой тренд.
Левым украинский революционерам свойственна двойная мораль: убивать имеют право только их идейные собратья. В представлении рядового левака палестинские террористы, латиноамериканские партизаны - ведут бескомпромиссную героическую борьбу. А вот американская или израильская военщина, по их мнению - это абсолютное зло, они убивают людей, настоящие неофашисты. Сами же украинские последователи Че Гевары редко нарушают «буржуазные» законы и попадают в милицию, разве что на несколько суток после какой-то акции протеста. Но от того их уверенность, что именно они являются врагами режима № 1, нисколько не уменьшается.
Бренды & тренды
Правый и левый радикал запросто могут встретиться на ... шопинге. Ведь оба лагеря имеют сентименты к полувоенным прикидам, определенных брендов: например, обуви бренда Мартинс любят молодые революционеры всех мастей. Просто наци носят белые шнурки, а их идейные враги - красные.
Вообще все настоящие революционеры - враги общества потребления. Но это в теории. Украинские радикалы заморачиваются над потреблением как не каждый яппи. «Это пиво пить не буду, оно еврейское», - приходилось слышать от одного наци, который принципиально не употребляет напитков компаниям, принадлежащих евреям. «Я не покупаю технику немецких компаний, которые в годы Второй мировой использовали рабский труд остарбайтеров», - говорит разборчив «левак». Хотя причины будто идейные, а суть та же, что и в гламурной телки, которая не хочет надеть платье прошлогодней коллекции.
«Избранность» & «сектантство»
Все радикалы верят, что когда-то придет время, вспыхнет революция и все изменится так, как они хотят, как учат великие теоретики. Однако, всплывают годы, а людей в тусовке не прибывает. И на каком-то этапе в сознании пламенного революционера наступает перелом, он начинает ненавидеть тот же народ, во имя которого он вроде и собирается бороться всю жизнь.
В правых для этого есть удобная терминология - «казаки» и «свинопасы», которая подводит базис под собственное безделье и пренебрежение к обществу, которое все никак не созреет к национальной революции. Это дает какое-то ощущение избранности.
Для украинских «левых», что уровни лозунгов соревнуются за права трудящихся, сами трудящиеся наименее интересны. Ну что может рассказать аспирант-либертарий шахтеру или металлургу, а главное, что тот поймет со спича революционера: о контркультуре, отчужденности сообществ при капитализме, сексизме..?
Если бы не интернет, украинские ультралевые, возможно, и вообще исчезли бы как вид. Но виртуальное пространство создает прекрасную возможность для создания иллюзорного мира, состоящего из левацкой формы, которая уже давно не парится содержанием. Читай себе ленту новостей и гневно возмущайся расстрелом рабочих в Казахстане, выражай солидарность с перуанским повстанцами, распространяй фотки анархистских погромов в Греции - вот она нелегкая борьба украинского левого радикала!