Клиенты в Древнем Риме (cliens в единственном числе) были формально свободными людьми, но связанными особыми правовыми, моральными и экономическими ограничениями, в отношениях подчинения, с другим лицом, стоящим выше в социальном отношении, покровителем (патронус).
Институт римской клиентуры имеет очень древнее происхождение. Фактически оно уже упоминается в древнем тексте Закона Двенадцати таблиц (около 450 г. до н.э.), в частности, в следующей формуле: «Patronus si cliente Fradem fattiret, sacer esto», или: «Если покровитель обманул клиента, пусть он будет проклят» [т.е. «преданный адским богам»], Leges XII Tabularum 8, 21.
Святость уз, связывающих покровителя с его клиентами, подтверждается отрывком из «Энеиды» Вергилия. Действительно, в группе проклятых, ответственных за преступления или нечестные действия при жизни, сразу после тех, кто ненавидел брата или избивал отца, вспоминаются те, кто замышлял обман против клиента: «Здесь те, кто ненавидел своих братьев при жизни, или они избили своего отца, или они задумали обман над покровительствуемым лицом» [защищаемому лицу: т. е. «клиенту», в латинском значении имеется в виду человек скромного положения, который взамен за небольшие милости пользовался покровительством богатого и могущественного «покровителя»] (VI, 608 и след.).
Отношения между клиентом и патронусом
Покровителю приходилось защищать своих клиентов в судебных спорах и удовлетворять их основные потребности: например, с помощью спортулы, небольшой корзины, в которую клали еду или деньги.
Конечно, со времен Древнего Рима, понятие - клиента, изменилось, как и отношение. Базы клиентов в древности могла быть примитивной, но очень ценной.
Заказчики со своей стороны:
- они были обязаны salutatio matutina. Salutatio matutina представлял собой бесплатный визит рано утром, во время которого клиент получал спортулу;
- они должны были голосовать за покровителя на выборах;
- освободить его из военнопленного, заплатив выкуп;
- помогать ему деньгами на приданое дочери, которая собирается выйти замуж.
Ни покровитель, ни клиенты не могли предъявлять обвинения или давать показания в суде таким образом, чтобы это было невыгодно друг другу.
В позднюю республиканскую эпоху институт клиентуры продолжал иметь большое значение. В имперскую эпоху оно утратило свою социальную функцию.
Сегодня исходное значение подчиненных отношений остается в значении «клиентулы», понимаемой как совокупность сторонников и последователей влиятельных политических деятелей, от которых ожидаются экономические и социальные преимущества. Термины «блумовство», «клиентелизм» и т.д. относятся к одной и той же области значения.
|