Древние римляне придавали большое значение памяти умерших, а также церемонии прощания. Похороны на самом деле были важной церемонией, настолько, что даже бедняки получали похоронные услуги, оплачиваемые государством.
В частности, погребальные обряды Древнего Рима имели несколько моментов, каждый из которых характеризовался разными, но одинаково важными аспектами: публичное выставление напоказ умершего, похоронная процессия, панегирик и, наконец, сожжение тела. Однако тщательные исследования историков показывают, что погребение также использовалось в Древнем Риме, и эта практика преобладала, начиная с эпохи Адриана.
Очевидно, содержание погребального обряда зависело от престижа покойного: если это был действительно знатный человек, во время обряда гроб окружали украшенными трауром фасциями, а во время процессии за ним следовали носильщики, на плакатах они рассказывали о деяниях умершего.
Однако подготовку тела поручали настоящему похоронному бюро, которое, помимо одевания, заботилось о размещении тела на погребальном ложе и организации процессии.
Обряды и идеология смерти в римском мире
«Мертвого человека нельзя хоронить или сжигать в пределах города […] следует делать только следующее: нельзя разглаживать дрова костра […] […] женщины не должны чесать щеки и во время погребения нельзя петь причитания […] кости умершего не собираются для того, чтобы затем устроить торжественные похороны […] исключение делается для смерти на чужбине или на войне […] для тех, кто был коронован самостоятельно за заслуги или заслуги своей семьи, или за особую ценность, корона может быть помещена (на труп) [...] и золото не должно использоваться (при погребении), даже если зубы (умершего) были склеены вместе. Однако если его похоронят или сожгут золотом, пусть это не будет считаться противозаконным».
Таковы, только что перечисленные, некоторые правила знаменитых XII Скрижалей Закона, написанных примерно в середине V в. воли патрициев и закладывание основ равноправия для всех.
В Риме есть многочисленные гробницы и некрополи, которые были обнаружены в результате столетий воровства и раскопок. Прогулка по древнему Аппиеву пути - это все равно, что вернуться на 2000 лет назад, и среди вилл и гробниц того далекого времени ваш разум летит в поисках среди оставшихся останков обрывков pietas, ныне погребенных веками.
Мы опустим здесь обряды, относящиеся к древнейшим гробницам позднего бронзового века, некоторые из которых были найдены в районе нынешних Императорских форумов и склонов Капитолийского холма, или к более поздним гробницам Железного века. Возраст разбросан почти повсюду, но хорошо засвидетельствован в небольшом некрополе Римского форума. Вместо этого ма хотели бы сосредоточиться на том наборе ритуалов (которые нам очень подробно описали исторические источники), некоторые из которых дошли до нас, которые повторяют их через 2000 лет, иногда не зная почему. Первая предпосылка заключается в том, что независимо от того, был ли человек богат или беден, каждый хотел достойных похорон. Вторая предпосылка заключается в том, что смерть считалась нечистой, и поэтому в момент смерти родственника члены семьи работали в двух направлениях: собственно погребение и очищение семьи. В более богатых классах и в самых знатных семьях смерть стала социальным, если не даже публичным событием, а церемониальный комплекс похорон и восхвалений напоминал всем, кем был умерший и какую роль он играл в обществе. Смерть была драматизирована; этап почестей и престижа, на котором двигалась семья. Когда умирал общественный деятель, о смерти объявлял глашатай, на форум прибывала похоронная процессия и там перед рострной трибуной с laudatio funebris наследник восхвалял образцовые дела покойного и семьи, начиная с прародителя. Чем больше «славных смертей» было в семье, тем больший вес она имела в становлении общества. Очевидно, это касалось не всех. Для большинства людей, живших в Риме, смерть была чем-то гораздо более скромным, чья социальность ограничивалась небольшой группой родственников и друзей. В любом случае, жесты, которые выполнялись, были одинаковыми.
Смерть в римском мире
Фунусом называли совокупность церемоний, совершавшихся в весьма специфическом порядке, от смерти до фактического захоронения. В момент кончины или за несколько мгновений до этого ближайший родственник в последний раз поцеловал родственника, как бы желая задержать в себе последний вздох, закрыл глаза и все присутствующие трижды произнесли вслух следующее: имя умершего, conclamatio. Церемония закрытия глаз кажется очень древней, если она уже присутствует в «Одиссее»: так, Агамемнон, убитый женой по возвращении с Троянской войны, рассказывает Улиссу в Аиде: «...и лицо этой суки исчезло, не заботясь о закрытии глаз и рта, когда я спускался в Аид...». Дубовые ветки вывешивали возле дома, чтобы официально оформить семейный траур. В этот момент самых богатых называли либитинариями, которые под опекой богини Либитины занимались похоронами, как наши современные похоронные бюро, и записывали смерть в специальные архивы. Тело тут же клали, точнее «ложили» на пол, чтобы помнить, что мы часть земли и рано или поздно должны туда вернуться. В этот момент начинались обряды омовения и одевания покойника. На этом этапе вмешивались опылители с помощью женщин семьи. Мертвецу давали самое красивое платье, обычно тогу (если мужчина), которая менялась по дизайну или цвету в зависимости от социального статуса и возраста умершего. Опылители также отвечали за изготовление восковой маски с лица умершего, максимально похожей на нее. Эти маски, как мы увидим позже, приносились на похороны и станут основой для рождения истинного римского портрета. Было принято класть монету в глаза, рот или руки мертвых, чтобы заплатить Харону, перевозчику душ. В связи с этим историк и географ Страбон рассказывает любопытную историю, согласно которой жители Гермионы в Арголиде были освобождены от возложения знаменитого приношения за своих усопших, потому что жили недалеко от одного из проходов в Аид. Теперь мертвеца готовили к помещению в общественную часть дома, атриум, и начиналось бдение, которое могло длиться от трех до семи дней. Вокруг гроба возлагали цветы и ароматические растения, как дань уважения и для того, чтобы скрыть неизбежный запах: вот почему сегодня мы также приносим цветы на похороны... Рядом с погребальным ложем и вокруг него, если покойный занимал какие-либо должности в жизни, им клали таблички с cursus Honorum, чтобы каждый мог видеть ценность умершего человека.
Небольшое примечание: в наших крупных городах практически исчез обычай поминок как светского мероприятия и похороны зачастую являются частным мероприятием. Напротив, в малых городах и сельской местности еще очень жив общественный обычай прощаться с умершим всей общиной, собирающейся вокруг семьи в знак уважения и поддержки. Но вернемся в Древний Рим. Сейчас время женщин. На поминках их называют префиками, которые за определенную плату стонут, рвут на себе волосы, бьют себя в грудь и поют ектении, и все это под руководством самых старых и опытных префиков. Женщины семьи освобождены от ответственности, поскольку для римской женщины недостойно проявлять такое горе. Похороны обычно проводились ночью, но вскоре этот обычай стал доступен только женщинам, а позже только беднякам и детям. Даже сегодня, когда человек умирает, похоронные бюро ставят перед умершим фальшивые факелы в память о ночных похоронах. В случае с выдающимся человеком похороны происходили около полудня по объявлению глашатая. Затем процессия покинула дом и направилась к Форуму. Процессию возглавляли музыканты, за которыми следовали мимы, носившие маски других знаменитых предков семьи. Один из них, архимим, продвигался разговорами о добродетелях и пороках умершего, подражая его походке и движениям и доходя иногда до насмешек; возможно, способ изгнать боль и смерть. Ликторы следовали фасциями вниз, ближайшие родственники, а затем и все остальные.
Полибий, греческий историк, живший в Риме во II веке до нашей эры, очень подробно говорит нам о сложности похорон и шествии знатных семей «...в день похорон, объявленных глашатаем, и в назначенное время он покинул дом покойного внушительной похоронной процессией, которую открыли музыканты, за ней следовали факелоносцы, скорбящие в позах отчаяния, танцоры, мимы и колесница, на которой сидели люди в восковых масках. своих предков, при этом тесты самых старых предков сопровождались остальными в строгом хронологическом порядке. Затем, предваряемый ликторами, одетыми в черное и с перевернутыми фасциями, продвигался гроб с покойным, поставленный на богатое погребальное ложе, и несли его на плечах, за ним следовали его жена, дети, родственники и носильщики, которые закрыли гроб. процессия... и, дойдя до ростр, все садятся в ряд на сиденья из слоновой кости... покойника кладут стоя и почти никогда на спине. Окруженный всем народом, сын... взбирается на ростру и рассказывает о значении усопшего и о делах, совершенных при его жизни... после погребения и обрядовых обрядов изображение усопшего помещается в самое видное место дома, в деревянном святилище (аркарии, шкафы)... по случаю публичных жертвоприношений римляне выставляли эти изображения на всеобщее обозрение и торжественно чтили их, а когда умирает еще один выдающийся член семьи, они заставляли их участвовать в погребальном обряде...» Полибий, «Истории», 6, 53,54, 55. (Для самых бедных все решалось приветствием родственников и тело доставлялось к месту последнего упокоения веспиллионами). В знак траура мужчины отращивали бороды, женщины распускали волосы и все одевались в серую или черную одежду. Источники сообщают нам, что вдовы не могли повторно выйти замуж раньше, чем через год. В любом случае траур был пропорционален весу, который умерший имел в обществе. Устраивать продолжительный траур по детям было запрещено, потому что их влияние на городскую жизнь было равно нулю... очевидно, одно дело теория, другое дело практика: горе, очевидно, принималось, но только в частной форме, а не как публичное выражение .
Образы и хвалебные речи являются изюминкой похорон. Это самопрославление правящего класса. Из восковых изображений родилась идея портрета, в современном понимании, далекая от лиризма и идеализма греческого искусства.
Сейчас самое время сопроводить умершего к месту его последнего упокоения. Место, где будет происходить захоронение, называется locus purus, то есть не имеет какой-либо конкретной функции и еще не используется, после освящения, совершенного понтификом, оно становится locus religiosus (посвящается умершему), и никем, кроме понтифика. Максимус имеет право изменить место своего назначения, а тем более переместить могилу. Если выбранным обрядом было погребение, умершего помещали в гроб, сделанный из различных материалов, в зависимости от возможностей. Вообще в республиканскую эпоху, хотя об этом свидетельствовали и знатные семьи (известным примером являются саркофаги Сципионов), этот обряд был предназначен только для детей и самых бедных людей; вместо этого он стал широко использоваться во 2 веке нашей эры.Тела клали на спину или в позу эмбриона. Самые скромные захоронения покрывались кирпичами или деревянными крышками, самые роскошные располагались в погребальных камерах с внушительными возвышениями. Если был выбран вариант кремации, у этого было два варианта, всегда в зависимости от экономических возможностей. Первым был бустум (от bene ustum — хорошо сожженный), то есть тело кремировали там же, где и погребение, выкопав яму и положив на нее дрова и тело. Другое решение заключалось в кремации в специальных местах, называемых устриной, а затем прах и кости, собранные в урне или олле, переносились в выбранное место.
Смерть в римском мире
Во время пожара родственники бросали в огонь ритуальные предметы и цветы. После костра обгоревшие кости отделяли от пепла и опрыскивали вином. Эта практика называется оссилегиум. Но всегда при кремации сначала удаляли небольшую часть тела, обычно мизинец (os resectum), и хоронили. Этот акт вместе с бросанием нескольких горстей земли на захоронение, которое мы совершаем и сегодня, до его закрытия, символизировал возвращение человека к матери-земле. Теперь начался момент прощания и очищения тех, кто соприкасался с покойником. В тот же день возле гроба родственники, одетые в темные одежды, устроили поминальный пир, кремень, и оставили у гроба подношения. Через девять дней после похорон устраивали новый банкет (на этот раз родственники были одеты в светлую или белую одежду) под названием cena novendialis и пили его в честь богов Манес (доброжелательных предков); те, кто мог себе это позволить, приносили в жертву баранину, которую нужно было съесть во время периода очищения. По истечении времени «дезактивации» члены семьи могли вернуться к своей деятельности.
Для менее богатых, но не совсем бедных классов лучшим способом гарантировать достойные похороны и погребение было вступление в одну из коллегий, которая при уплате ежемесячной или годовой платы гарантировала своим членам более чем разумные похороны и могила достойная. На Аппиевой и Латинской дорогах осталось как минимум два примера. Местонахождение коллегии, скорее всего, можно узнать в здании, построенном в непосредственной близости от знаменитой гробницы Сципионов, и представляющем собой многоэтажное здание, встроенное в дом восемнадцатого века. Другой — могила колледжа Панкраци на Виа Латина. Есть много других, но они являются одними из наиболее представительных.
Кроме того, мы имеем достаточно свидетельств того, что помимо коллегий для покупки места захоронения по разумной или низкой цене можно было обратиться к многочисленным семьям разбогатевших вольноотпущенников, которые покупали участки земли и строили гробницы с погребальными нишами, называемыми columbaria., которые сдавались в аренду или продавались любому желающему. Но об этом мы поговорим подробнее во второй части, касающейся типологий гробниц.
Конечно, в те времена отсутствовали морги, сегодня любой даже морг петербурга может хранить тело умершего до дня погребения.
Какое отношение римляне имели к смерти? Верили ли они в загробную жизнь?
Свидетельства противоречивы, но в целом вера в выживание души после смерти широко распространена. Однако, за исключением нескольких избранных, в загробной жизни нет никакой меритократии. Идея о том, что поведение в этой жизни имеет заслугу или наказание после смерти, типично христианская и чужда греко-римскому менталитету. Обширная документация о римлянах и смерти засвидетельствована, начиная с I века до нашей эры. Таким образом, у нас есть свидетельства Овидия и Цицерона о том, что боги Мани представляют собой сообщество предков, которые, если их умиротворить и уважать, защищают своих потомков. Могила была домом умершего или, по крайней мере, первым домом после смерти. С приходом в Рим восточных и мистериальных культов получил развитие загробный мир, а также появились различные сотериологические учения. Все это показывает нам, что по сравнению с другими современными или соседними культурами у римлян было меньше уверенности. Умерших чествовали во имя Ларов и Пенатов внутри каждого дома. Но горе вам, если вы не проведете должным образом необходимые обряды! Незахороненные или забытые души стали личинками или лемурами, опасными своим негативным влиянием на мир живых.
В честь умершего ежегодно в Риме отмечались фестивали. В феврале с 13 по 21 число отмечали юбилей Parentalia. Последний день, 21-й, известный как Фералия, был эквивалентен нашему 2-му ноября. В этот период храмы оставались закрытыми, магистраты не носили тогу претекста и свадьбы не отмечались. Мы ходили на могилы наших родственников и возлагали подношения и цветы, как и мы. Еще один фестиваль, посвященный мертвым, проходил 9, 11 и 13 мая, Лемурия, чтобы отогнать блуждающие души, которые могли наводнить дома. В последний день глава семьи провел церемонию «экзорцизма». В полночь босиком он обходил дом и девять раз бросал за собой черные бобы, повторяя умилостивительные формулы. Еще одним майским праздником в честь покойной стала Розалия. Розы вместе с фиалками были по преимуществу траурными цветами, символом красоты жизни, но также и ее хрупкости. Во время цветения гробницы заполонили розы, выбранные из числа самых красивых и ароматных. Мало кто мог позволить себе шествие, но каждый мог подарить цветок своим близким...
|