Главная страница блога  |   Добавить запись в блог

Главная » 2023 » Март » 12
18:32
История рынка труда Швейцарии

Рынок труда ШвейцарииВ условиях рыночной экономики предложение труда зависимых наемных работников (работников) удовлетворяет, с одной стороны, спрос на труд со стороны предприятий, государства и частных хозяйств (работодателей), с другой. Понятие рынка труда было введено в конце 19 века политической экономией для индустриального общества, но можно распространить ее и на более ранние периоды.

Средневековье и новое время

Средневековое землевладение не знало свободного рынка: крепостные были связаны своим владением, которое передавалось им в обмен на их труд и гонорары и могло быть продано вместе с ними. Это наказание также применялось к ремесленникам, обосновавшимся в пригородах городов, принадлежащих церковным лордам, особенно в Базеле, Лозанне, Цюрихе, Сен-Галле и Люцерне. Но, начиная с XII века до начала 15 века их притягательная сила в основном заключалась в отсутствии такого рынка в помещичьих сеньориях.

В XIII в. и XIV в. н.э. корпоративная ремесленная промышленность стала регулировать рынок труда. Служба размещения компаньонов была организована в каждом филиале либо самими компаньонами, либо корпорацией. Это была международная практика, когда вновь прибывший компаньон представлялся на месте встречи профессии, обычно в гостинице, с письмом об ученичестве, свидетельством о хорошем характере и сообщением (Gesellengruss). Местный житель искал для него работу. Различные торговцы также предлагали компаньону «подарок», состоящий из еды и кровати на одну ночь и виатикума на путешествие. Правила корпоративной экономики тогда все больше ограничивали свободу рынка труда, в частности, благоприятствуя мастерам, пресекая некорпоративную конкуренцию, запрещая слишком крупные компании или рекламу вакансий и товаров, профессии, ограничение мест ученичества или увеличение его продолжительности и введение официальных налогов на цены и заработную плату. Уже в 1550 году города отреагировали на рост сельского населения, начавшийся примерно в 1450 году, закрытием своих рынков труда.

В деревнях, напротив, ослабление крепостного права и возрастающая подвижность населения привели к открытию рынка труда с 15-го по 16-й век. Фермы, принадлежащие частным лицам, монастырям или ранним государственным учреждениям, таким как больницы, теперь привлекали ищущих работу, поденщиков, сезонных рабочих или ремесленников и круглогодичную прислугу. На рынках, в гостинице и в церкви сельские жители обычно выискивали, кто работодатель, кто слуга или поденщик. В трудовых договорах заработная платав натуральной и денежной форме, график и продолжительность работы обговаривались и согласовывались индивидуально. Настоящие «рынки камердинера» существовали в Берне и Золотурне, в городе и в сельской местности. Когда босс принадлежал к сельской или городской корпорации, применялись городские правила найма. В деревне поиски работы непосредственно у мастеров, запрещенные в городе, были наиболее распространены. За дипломатической службой, вербовкой под звуки барабанов и бокалов вина (упрекаемые в других видах деятельности), оставался до 19 века обычный режим найма.

Как и рынок товаров, рынок труда пострадал от последствий экономической ситуации, движения населения и экономических и социальных изменений. В XVII - XVIII в.в. снижение мобильности рабочей силы, рост населения, общая нехватка рабочих мест и заказов заставляли рынок труда становиться более гибким: как в городе, так и в деревне, дополнительный доход и возникла потребность привлечь женщин и детей работать (поденщики, надомный труд, мелкая сезонная работа, наем общиной).

19 и 20 века

Условием развития современного рынка труда стало разделение производительных сил (работников) и средств производства (инструментов, материалов), массово происходившее с индустриализацией. Чтобы прокормить себя, соискатели продавали свою работу работодателю в обмен на зарплату. Согласно неоклассической экономической теории, рынок труда работает в глобальном масштабе подобно рынку товаров: спрос и предложение колеблются до тех пор, пока не достигают уровня равновесия, справедливой цены в одном случае и реальной заработной платы в другом.

Однако эту концепцию трудно согласовать с реальностью, поскольку рабочая сила состоит из людей с их различными потребностями. Кроме того, большое значение всегда придавалось институтам и правилам. Главными действующими лицами являются рабочие (сотрудники, рабочие) и организации работников, предприниматели и экономические организации и организации работодателей, а также государство.

Социальные, культурные и институциональные факторы разделили рынок труда на частичные рынки на основе различных критериев. Одна из них — половая сегрегация, которая особенно стабильна в Швейцарии. В начале 21 века, женщины сконцентрировались в небольшом количестве профессий по сравнению с мужчинами, которые, кроме того, имели тенденцию к дальнейшему дроблению секторов, в которых они могли работать. Полностью мужские рынки сформировались в конце 19 века, в отраслях машиностроения, металлов, дерева, строительства, пищевых продуктов, в государственном управлении, банковском деле и транспорте. Гораздо менее эксклюзивные женские рынки существовали в области текстиля, одежды и гостиничного бизнеса. Значительная перебалансировка произошла в пищевой, банковской и текстильной отраслях, в то время как уровень сегрегации увеличился в швейной промышленности и сфере общественного питания. В начале XXI века, более 60% женщин и мужчин должны были бы поменяться местами работы, чтобы распределение было симметричным. Более того, заработная плата и условия труда представителей двух полов заметно расходились. На международном уровне швейцарский рынок является одним из самых дискриминационных по отношению к женщинам.

Этническая сегментация была менее выражена и проявилась особенно перед первой мировой войной и вновь с 1950-х гг.. Доля иностранных рабочих, без сезонных рабочих, достигала в 1910 г. 20%, в 1970 г. почти 38% (иностранцы). После того, как они долгое время находились в равном положении с гражданами, их положение значительно ухудшилось с межвоенного периода из-за дифференцированных разрешений на въезд (сезонные, годовые, установленные, пограничные). Их основным отраслевым рынком оставалось строительство, где они составляли большинство с 1960-х годов, даже не считая сезонных рабочих. Соглашение о свободном передвижении лиц, заключенное в 1999 году в рамках двусторонних соглашений, уменьшило дискриминацию в отношении граждан Европейского Союза.

В зависимости от степени квалификации работы можно выделить три частичных рынка. Первый включал контролируемые государством учебные курсы или профессии. За исчезновением корпораций последовала довольно долгая фаза открытия. Но с конца XIX в. профессиональные объединения стремились к принятию новых правил, что привело к принятию Федерального закона 1930 г. о профессиональном обучении и официальный справочник профессий Федерального управления промышленности, искусств, ремесел и труда (OFIAMT), которое в 1998 году стало Федеральным управлением профессионального обучения и технологий (OPET). Второй из этих рынков был внутренним для компании и более или менее разделенным, с возможностью продвижения по службе и ограниченной передачей навыков, приобретенных на работе. Помимо крупных частных компаний, в него входили прежде всего сотрудники государственных компаний (почтовые чиновники, полицейские, автомобильные и железнодорожные служащие), которые, как правило, получали выгодную заработную плату и условия труда. Третий частичный рынок, неспецифический, неструктурированный и открытый для всех, чьи минимальные требования были очень низкими и не требовали специального подтверждения, к такому рынку труда относится в том числе сервис поиска исполнителей.

Другие препятствия осложняли мобильность лиц, ищущих работу. Те, кто, особенно в XIX веке,  одновременно с работой на фабрике или дома возделывали участок земли, были доступны только для географически ограниченного рынка. Семейные или культурные связи имели тот же эффект. Даже профессиональная мобильность имела свои пределы. Таким образом, во второй половине 19 в. значительная эмиграция и иммиграция сосуществовали, но различались по уровню квалификации: первая - низкоквалифицированными сельскими жителями, вторая - хорошо обученными ремесленниками.

Выживание до 20 века, старые институты и обычаи, иногда трансформировавшиеся, означали, что рынок труда по-прежнему отмечен недостатками, которые способствовали колебаниям безработицы. Примерно в 1900 году жилье для мигрантов, ищущих работу, едва было всем доступно. Индивидуальные исследования стали играть большую роль после того, как либерализм проложил путь к устранению большинства корпоративных препятствий. Кандидаты представлялись швейцару на фабрике, на стройках или в ремесленных мастерских, где до сих пор иногда получали традиционный «подарок». Важны личные отношения, особенно рекомендации родственников или знакомых. Реклама в прессе имела некоторый успех у кандидатов в конце 19 века, но рабочие сочли их сложными и слишком дорогими.

В то же время частные агентства по размещению нередко приобретали сомнительную репутацию. Их критиковали за высокие ставки и даже за поощрение безнравственности при найме домашней прислуги женского пола. Офисы ассоциаций работодателей представляли как их интересы, так и интересы профсоюзов. Ассоциации, пострадавшие от бойкота подрядчиков, пытались дисциплинировать своих членов, чтобы они защищали свою заработную плату и условия труда, в частности, запрещая им поиск работы. Чтобы ввести «порядок, планирование и единообразие» на рынке труда, как говорилось в петиции в Базеле в 1888 году, рабочие требовали официальных объявлений о вакансиях. Офисы труда, стали центральными институтами государственной политики в этом вопросе, но они быстро утратили свое значение после Второй мировой войны в пользу более современных методов, в частности рекламы в прессе и, с конца XX в., в Интернете. Для координации этих кантональных агентств, которые все больше превращались в кантональные управления промышленности, искусства, ремесел и труда, в 1921 году было создано Федеральное бюро труда. Подразделение OFIAMT с 1930 года, которое в 1998 году стало Управлением экономического развития и занятости, с 1999 года оно было интегрировано с Управлением внешней торговли в Государственный секретариат экономики (seco). Бюро все чаще брало на себя ответственность за национальную политику рынка труда и международные соглашения.

Федеративное государство 1848 г. не устранило уже упомянутых препятствий к мобильности и в силу федерализма оставило большое количество других институционального характера. Свобода учреждения, закрепленная в Федеральной конституции, внедрялась очень медленно, а свобода торговли и промышленности не была конституционно признана до 1874 года. Соглашения об учреждении с соседними государствами также оставляли открытой международную работу на рынке труда до 1914 года. В межвоенный период усилилась раздробленность, имели место, в частности, с федеральным законом 1931 г. о пребывании и поселении иностранцев, а также вмешательство органов государственной власти в кризис начала 1920-х гг. и во время мирового экономического кризиса, хотя и неохотно и ограниченно. Во время Второй мировой войны был даже составлен подробный план оккупации в расчете на очередной экономический коллапс. В послевоенный период акцент явно делался на регулировании поставок, что отводило буферную роль иностранным рабочим. Что касается спроса, то антициклические экономические программы, региональная политика или найм в государственный сектор имели лишь второстепенное значение. Эта система оказала влияние во время кризиса 1970-х годов и поскольку страхование по безработице еще не было обязательным, благоприятный эффект для швейцарской рабочей силы, но наказала иностранцев, поскольку она «экспортировала» безработицу.

Даже если политика, прямо ориентированная на рынок труда, долгое время отсутствовала, тем не менее большое количество мер принималось. Некоторые имели прямое действие, такое как трудоустройство, профессиональная ориентация, переподготовка, создание рабочих мест, продвижение женщин и частично охватывались социальной политикой (законами о рабочем времени). Косвенное влияние оказывали трудовое законодательство, страхование по безработице и профессиональные пенсии, договорная заработная плата, краткосрочная и структурная политика и частично социальная политика.

Количественная информация о швейцарском рынке труда в основном содержится в статистике занятых лиц, занятости (мощности предприятий), безработице, краткосрочной работе и вакансиях, публикуемых бюро по трудоустройству. С 1992 года информационная система статистики трудоустройства и рынка труда (PLASTA) включает все кантоны.





Контактные данные автора


Категория: Статьи | Просмотров: 380 | Добавил: Alla | Теги: рынок труда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Спасибо за ваши рекомендации:

Нравится



Схожие материалы:

Категории раздела

Информация для Вас


Наши друзья

Яндекс.Метрика