История косметики — это, прежде всего, история нашего взгляда на себя и на других. От предыстории до наших дней этот взгляд менялся, диктуя моду и вводя правила, которые, в свою очередь, кажутся устаревшими или, наоборот, верхом современности. Очень рано начал человек заботится о своей внешности. Имея в своем распоряжении материалы, он приступил к моделированию руками идеального силуэта в его глазах. Венеры принимают различные формы. Все это груди, ягодицы и бедра у германских Венер (Венеры из Холе-Фельса и Виллендорфа), тело, испещренное шрамами, или даже чрезвычайно стройное у бесстыдной Венеры из Логери-Бассе. Красота уже во множественном числе. Вывихи зубов, скарификации, татуировки, трепанации, мода в эстетических вопросах наиболее жестока. Быть красивым – прерогатива взрослых. Обряды инициации перехода от подросткового возраста к взрослой жизни суровы и требуют мужества. Выражение «вы должны страдать, чтобы быть красивыми» идеально применимо к этим периодам предков. Плетение косичек, изготовление ожерелий из ракушек или средств для макияжа на основе глины — менее травматические, но столь же эффективные способы обойти современные критерии красоты. От пещерного человека до древних греков, если сохраняется одержимость красотой, применяемые средства становятся все более изощренными. Для поэта Анакреона (550 г. до н.э. – 464 г. до н.э.) красота – это специфически женское оружие. У мужчины, встречающего жизнь, есть мужество, у женщины — красота.
Для женщины все закрыто?
Так что осталось? Красота,
Которая заменяет любой щит,
Любой меч,
Для красивой женщины,
Победоносной над железом и огнем.
Отрывок из поэмы «Красавица» Анакреона
УХОЖЕННАЯ ГОЛОВА, ЗДОРОВОЕ ТЕЛО
Гимнастика для придания формы телу, косметика для защиты от естественных пороков. Тщательная депиляция, проведенная умелыми руками выдающихся профессионалов, немного мази или церата для оживления цвета губ, соли свинца для отбеливания кожи. Это ключевые слова. Если греки изобрели красоту, как считает Жан д'Ормессон, то римляне были увлечены косметикой. Овидий в «Искусстве любить» и «Косметике» не скупится на советы. Рекомендуются чистота (тела, зубов) и ослепительная белизна. Ванна подчиняется очень специфическому ритуалу; духи расходуются без меры и ароматизируют как атмосферу, так и воду в ванне. Модно не «оскорблять обоняние» соседа. Используются олений рог, крокодиловый жир (а сторонники жесткой линии даже говорят об экскрементах крокодила!) используется в составе препаратов, предназначенных для осветления цвета лица. Яйца мух и муравьев являются составляющими черного порошка, из которого состоят слишком тонкие брови. Прекрасные римлянки расширяют зрачки глазными каплями, содержащими атропин, извлеченный из белладонны. Таким образом, люди очень мало заботились о токсикологическом профиле используемых ингредиентов.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В средние века люди более прагматичны. Романы описывают красоту, полную зелени. Королева Гвиневра «была самой красивой женщиной, которая была тогда в Голубой Бретани: под ее короной из золота и драгоценных камней ее лицо было свежим и правильно окрашенным в белый и вермей; что касается её тела, то оно не было ни слишком толстым, ни слишком худым, плечи прямые и полированные, бока узкие, бедра низкие, ноги белые и сутулые, руки длинные и толстые, руки белые и пухлые; это была радость. «Ничего особенно романтичного. Чуть позже люди будут более требовательны. Лоб должен быть высоким (эпиляем до крайности) и изогнутым. Губы накрашены помадой цвета кошенили карминного цвета. Молочный цвет лица получается благодаря свинцовым белилам. Появляются защитные средства от воздействия солнца.
РЕНЕССАНС
В эпоху Возрождения итальянский францисканец фра Лука ди Бурго предложил свести красоту к уравнению. В своей работе «Божественная пропорция» он предлагает золотое число, позволяющее реализовать геометрические формы, создающие иллюзию совершенства. Совершенство не от мира сего, каждый стремится тем или иным способом ввести в действие уловки, которые приведут к иллюзии красоты. Косметика – это искусственный выбор. Стремление к бледному цвету лица по-прежнему актуально. Рецептов предостаточно. Короли Франции не являются исключением из правил. Генрих III, чья драгоценность хорошо известна, заново открывает для себя маску Поппеи и без колебаний использует ее.
Людовик XIV, «самый благоухающий король», был большим потребителем косметики. Бледный цвет лица, красные губы, придворный, украшенный таким образом, готов к представлению. Скрытый под толстым слоем макияжа, он больше не показывает ни возраста, ни чувств. Пострадав от восстания дворян во время Фронды, Людовик XIV заткнул рот оппозиции, ослепив ее ароматными пиршествами в своем дворце в Версале. Aqua admirabilis или одеколон был изобретен Полом Феминисом. Он благоухает во всех европейских дворах и со временем станет более демократичным и выйдет на улицы в 19 веке. Женщины не только красивы. Они умны. Они собирают в своей гостиной «честных людей», способных часами рассуждать на самые разные темы. В салонах кипит спирт, бродит вино благодаря Dom Perignon! Нинон де Л'Анкло считается самой красивой женщиной 17 века. Она любит хвастаться своей свежестью, которая, по словам некоторых, продлится до очень преклонного возраста. Шатобриан, два века спустя, будет иметь твердый зуб на прекрасную куртизанку: «У Нинон, пожираемой временем, осталось лишь несколько переплетенных костей, как мы видим в римских склепах». Косметика не может все!
Людовик XV остается в том же духе. Мы действительно говорим о благоухающем дворе. Хирург-стоматолог Эдме Франсуа-Жюль Бото разрабатывает антисептический раствор, который с легкостью пройдет сквозь века.
Затем именно Мария-Антуанетта с безумием запустила моду. Она симпатичная и не злоупотребляет косметикой. Она менее разумна в плане причесок. Необычайно высокие перья и украшения, платья и украшения, так много предлогов, чтобы подбодрить стареющий и окостеневший двор.
Французская революция приостановила потребление, которое считалось чрезмерным. Не модно быть слишком опрятным. Аристократы с фонарем! Помада «Самсон», духи «Гильотина» заменяют косметику прошлых лет… времена страшные.
В ответ, едва миновав Термидор, Incroyables et Merveilleuses обрызгивают себя мускатными духами и стараются забыть прошлые несчастья, оглушая себя. Косметика снова в строю. Ванны со свежими фруктами делают кожу мягкой…
19 ВЕК
19-е столетие видит столкновение режимов. Духи бурлят во всех областях, а косметика вписывается в повседневную жизнь. Французы полны воображения. Парфюмер Rimmel разрабатывает средство для макияжа глаз: рождается тушь для ресниц. Одни критикуют, другие поддерживают, средства для осветления кожи по-прежнему занимают центральное место. Они все так же опасны для здоровья. Женщины максимально защищают себя от солнца и любой ценой избегают загара, характерного для простых людей. Джозеф-Альберт Понсен начинает производство косметики. Его преемник приведет компанию Bourjois к успеху. Пьер-Франсуа Паскаль Герлен сочинял смелые духи того времени и вдохновил Оноре де Бальзака на создание своего César Birotteau; он умеет быть придворным, подношение Наполеону III имперского одеколона по случаю его женитьбы. Рисовая пудра составляет основу всего женского арсенала. Такие актрисы, как Сара Бернар, высоко оценивают его достоинства. Для макияжа губ используется препарат на основе пчелиного воска, масла винограда. Современная губная помада находится в процессе создания. Рождаются первые институты красоты, Клития в Париже — одна из самых первых.
20 ВЕК
20 век начался очень медленно в области косметики. Это все еще из другого века. Поль Пуаре пытается освободить женщин от корсетов. 1909 год — важная дата в истории косметики, поскольку химик Эжен Шуэллер основал «Французское общество безвредных красок для волос». L'Oreal, национальный флагман, не за горами. Освоив краску для волос, Эжен Шуэллер поставил свой опыт на службу другим направлениям косметологии. Он станет одним из пионеров в области фотозащиты и сможет наилучшим образом использовать инновации, характерные для каждой эпохи. После Первой мировой войны надо чинить разбитые геулы. Сюзанна Ноэль работала над этим и вместе с другими заложила основы косметической хирургии. Женщины освобождаются, но все же пудрят кончики носов. Кэрон и Т-Леклерк соревнуются. Лаки для ногтей братьев Ревсон пересекают Атлантику. Они удивительно непрозрачны и очень кроющие. Губная помада «Rouge Baiser» завершает линейку. Говорят, сопротивляйтесь поцелую! Рождаются первые современные шампуни. Поверхностно-активное вещество, входящее в его состав, получают путем синтеза. Кремы Simon и Nivea — хорошие основы, которые защищают кожу, имея при этом очень простой состав.
Мы начинаем получать удовольствие от загара. Загорелая кожа, от которой многие в прошлом отчаивались, теперь стала каноном. Рождение первых масел для загара (Ambre Solaire ®является одним из них). Однако прием неоднозначный. Парикмахеры, писатель (Колетт) вступают в танец, все хотят воспользоваться манной, которую представляет очень молодая косметическая индустрия. Есть место для всех! После Второй мировой войны была создана компания Lancaster. Её название — дань уважения английским бомбардировщикам «Авро Ланкастер». Объявляется война выпуклостям, дряблой плоти, морщинам… У каждого своя специфика, у одного производителя эфирные масла, у другого целые растения… Косметика сегментирована. Чтобы существовать, компании должны придумать историю, создать вселенную. Все ускоряется, нам рассказывают о фруктовой кислоте, коллагене, эластине, липосомах, термины становятся все более техническими. Париж в ХХ веке привлек многих пионеров в области красоты, Елену Рубинштейн, Надю Грегорию Пайо, Эллу Баше…
А, вместе с этим в конце двадцатого века рождается белорусская косметика интернет магазин знакомит с ассортиментом современной косметологии страны.
СЕГОДНЯ
XXI век — век великого страха, отмеченный противоречиями. Выделены парабены, УФ-фильтры считаются эстрогенными. Вслед за этими угрозами нахлынула волна Био, выпустив на рынок солнечные продукты низкой эффективности. Косметические активные ингредиенты все больше и больше напоминают лекарственные активные ингредиенты. Ботокс, как активные ингредиенты, экстракты змеиного яда, все сделано для сохранения вечной молодости. Кремы BB, CC, DD появляются на рынке, оставляя потребителей ошеломленными этой лавиной инициалов.
Область косметологии — захватывающая область, которая позволяет нам украсить то, как мы смотрим на других или на самих себя. Пусть нас не дестабилизируют шумы, которые мы слышим то тут, то там.
Бесспорно, что современная косметика стала более безопасной, помогает расширять действия медицины в области косметологии.
|