Ювелирное дело объединяет деятельность по производству, трансформации и реставрации металлических предметов. Они могут быть предназначены для меблировки, для сервировки стола или для богослужений.
Ювелирное дело – это искусство создания украшений с использованием драгоценных камней. Они украшают оправу из драгоценных металлов (золото, серебро, платина).
Инсталляция дворян и ремесленников в Марэ
Ювелиры всегда получали выгоду в Париже, политическом, административном и судебном центре, от временной клиентуры с высокой покупательной способностью. Король, королева и принцы посвящают значительную часть своих расходов вышитой одежде и украшениям, купленным в Париже. Лорды также тратят щедро. Они приобретают роскошные украшения, свидетельствующие об их социальном положении, религиозном благочестии, богатстве и власти. Вскоре им подражают буржуа, финансисты и богатые предприниматели. В 13 веке парижские ювелиры уже пользовались большой репутацией. Они заняли Гранд-Пон (теперь замененный Пон-о-Санж), рядом с двором и королем. Увеличение числа ювелиров, Большой мост быстро стал слишком узким, и ремесленники-ювелиры распространились на север. В то время парижское ювелирное дело было самым ценным и дорогим в Европе.
В середине 14 века, после восстания буржуазии во главе с Этьеном Марселем, король Карл V решил покинуть Дворец Сите. Он приказал построить отель Saint-Pol за стеной Филиппа Огюста и решил построить новый корпус. Аристократия поселилась рядом с королевской резиденцией и построила множество отелей. Самым значительным из них является Hotel des Tournelles, собственность Пьера д'Оржемона, канцлера Франции. Именно в этом контексте ювелиры приезжают в Марэ. Но истощение рудников центральной Европы является синонимом нехватки металлов до 16 века. Во время завоевания Нового Света португальцы и испанцы получили в свои руки огромные золотые и серебряные рудники. Золото и серебро из Южной Америки стремительно наводняют Европу.
Но настоящий ювелирный бум в Марэ пришелся на XVII век. По желанию Генриха IV на месте Hôtel des Tournelles построена Королевская площадь (ныне площадь Вогезов). Открытый в 1612 году по случаю бракосочетания Людовика XIII и Анны Австрийской, он является вектором поселения знати, а также богатых финансистов и предпринимателей. Вокруг него были построены великолепные особняки (гостиницы в Майенне, Ангулеме, Омоне, Рохане и др.). Вслед за перемещением его основной клиентуры здесь в большом количестве обосновались ювелиры. Тогда Марэ переживает свой золотой век, это самый богатый и элегантный район Парижа. XVII век был также периодом механизации серебряного дела, использование маятника, овец и токарного станка стало широко распространенным.
Бегство дворян и прибытие иностранной рабочей силы
Если в начале 18 века был построен самый великолепный из частных особняков Марэ, Отель де Субиз, Марэ быстро испытал определенный социальный упадок. При Людовике XV (1715-1774) роскошные ювелиры последовали за двором в западном направлении, которое привело их на Вандомскую площадь, а также на улицы Фобур-Сен-Оноре и Фобур-Сен-Жермен. Марэ постепенно теряет свою аристократическую сторону и теперь приветствует финансистов, парламентариев, юристов, торговцев и даже ремесленников.
Ведь главным следствием ухода аристократии из Марэ стала, как это ни парадоксально, возможность для ювелиров перегруппироваться в округе. Недовольство дворянства Марэ, а затем конфискация Революцией оставили много частных особняков, которые были вложены мастерами ювелирной промышленности. Иммигрантская рабочая сила из провинции и из-за границы управляет не без деградации подсобные помещения, чердаки и даже дворянские этажи. Марэ становится плотнее.
В это время в Марэ родились нынешние крупные ювелирные дома. В дополнение к имеющимся помещениям, они находят все мелкие профессии (полировщики, граверы, наладчики и т.д.), которые им нужны на последовательных этапах их производства. Кроме того, район предлагает квалифицированную и многочисленную рабочую силу. Возможность прибегать к субподряду позволяет вести более гибкое и экономичное управление, чем наем на постоянной основе. В середине 19 века в Марэ было 2017 заведений, в которых работало 10 196 человек. На западе — Les Halles были продукты питания, на востоке — предместье Сен-Антуан были мебельные лавки, а в Марэ — ювелирные лавки.
От пика до спада бывает только один кризис
Наличие всех специализированных ювелирных мастерских делает Марэ преобладающим местом для изготовления ювелирных изделий. Избавленные великими открытиями Османа, Марэ также были спасены сопровождавшими их экспроприациями. Более того, поскольку ювелирный бизнес занимает мало места, ему удается адаптироваться к ограниченным возможностям расширения, предлагаемым районом. В 1930 году Париж объединил 75% производителей золотых украшений, 83% производителей ювелирных изделий и 96% французских производителей ювелирных изделий. Ювелир Марэ переживает свой золотой век, кризис тридцатых годов положит ему конец. Последствия драматичны: между 1932 и 1934 годами парижские ювелиры потеряли 90% рабочей силы.
После Второй мировой войны профессия стала индустриализированной. Эволюция техники вызывает хаос, автоматизация часов приводит к исчезновению 85% часовых компаний в Марэ. Дорогостоящее ювелирное дело встретило недовольство публики. Она теряет 90% своих рабочих мест. Золотые украшения, если бы производители держались сплоченей, но потеряли половину своих мастеров во второй половине 20 века. Механизация ткацкого станка увеличилась для повышения производительности. Сейчас большинство операций выполняются машиной, а количество мастеров со временем значительно сократилось. Марэ, кишащий ремесленниками, постепенно становится жилым районом, более шикарным, более дорогим. Здесь селились богатые семьи, иностранцы покупали pied-à-terre для пребывания в Париже.
Появление крупных компаний также подталкивает к закрытию небольших мастерских. Они переносят свои мастерские в провинции, в Марэ, слишком узкие, уже не соответствующие требованиям производства. За этим исходом следует квалифицированная рабочая сила. Небольшие мастерские в конечном итоге исчезают под влиянием внезапных изменений в золоте. Когда золото резко поднимается в цене, заказов становится мало, работа с ним становится сложней. Мелкие производители больше не имеют средств покупать золото, которое стало слишком дорогим. Столкнувшись с накоплением трудностей, присущих ювелирному ремеслу, ремесленники, постаревшие, прекратившие свою деятельность, не находят никого, кто бы взялся за их дело, а профессия кажется слишком неопределенной для молодых людей.
В тоже время, крупные компании активно расширяют ассортимент ювелирных изделий.
История ювелирного дела Франции и всей Европы, как и России сильно между собой переплетаются, мода на изысканные и утонченные ювелирные украшения в Россию пришли из Европы. Сегодня ювелирные мастерские города екатеринбурга не кажутся провенсальными, все благодаря технологиям и глобальному обмену опытом и знаниями.
Ювелирные торги в сегодняшнем Марэ
В 1886 году город Париж, осознавая необходимость передачи богатства своего мастерства, основал Школу Буля, названную в честь знаменитого краснодеревщика 18 века. Сегодня эта престижная школа прикладного искусства предлагает очень избирательное обучение. Несмотря на эту передачу ноу-хау, ремесленная деятельность в районе Марэ переживает значительный спад, и торговля ювелирными изделиями не является исключением из этой тенденции. Действительно, мастерам приходится иметь дело с ростом цен на недвижимость и увеличением числа оптовых торговцев бижутерией. Осталось всего несколько мастерских высокого качества. Эти престижные дома, столетние или двухсотлетние, существуют, потому что воплощают французскую роскошь, наследниками которой они являются. Среди них Maison Lapparra, ювелирный и серебряный мастер с 1893 года.
|