Кредитование произведений искусства — это форма финансирования, при которой произведение искусства или коллекция используются его владельцем в качестве залога для получения кредита, эффективно превращаясь из неликвидного актива в ликвидный и оперативный актив. Хотя некоторые учреждения начинают предлагать эту услугу и в Италии (например, «Арт-Кредит» недавно запустила «Крусо Капитал», дочерняя компания группы «Банка Система», и в этом случае срок кредита составляет шесть месяцев с возможностью продления на такой же срок, продолжительность на усмотрение компании), в целом это инструмент, который пока пользуется небольшой популярностью у финансовых операторов страны.
«Отсутствие специального регулирования отрасли на нормативном уровне не следует считать тормозом распространения этой юридически не столь инновационной услуги. Фактически, она сочетает в себе дисциплину ипотечного договора с дисциплиной договора о залоге, который уже полностью урегулирован в правовой системе Италии, - объясняет веронский юрист, эксперт в области искусства и коллекционер. Нежелание банков экспериментировать с кредитованием произведений искусства следует скорее искать в культурных факторах, начиная прежде всего с незнания того, что является объектом гарантии, то есть произведением искусства».
Зачастую в кредитных учреждениях отсутствует адекватная подготовка к проведению оценки произведения искусства, которая является важной деятельностью, позволяющей приписать правильную экономическую ценность тому, что составляет залог кредита. Кроме того, неизбежный риск изменения стоимости работ с течением времени является фактором, который беспокоит тех, кто предоставляет кредит, и который имеет тенденцию сводить временные горизонты финансирования только к краткосрочным.
Кроме того, работа, выступающая в качестве залога, не может остаться у сдавшего ее собственника, что представляет собой осложнение в работе банков. Фактически они должны взять на себя ответственность за правильную сохранность актива, в том числе с участием третьих лиц, от операторов, специализирующихся на хранении произведений искусства, до страховых компаний. Не говоря уже о необходимости того, чтобы кредитная организация взяла на себя не только проверку расходов и финансовых возможностей залогодателя, но и проведение тщательной проверки работы, от анализа отчетов о состоянии на достоверность и состояние сохранение происхождения и прав собственности на них.
«На практике это сложная и структурированная услуга с высокими затратами, для которой потребуется команда специалистов внутри кредитного учреждения, чего еще не произошло в Италии, где кредитование произведений искусства воспринимается прежде всего как инструмент лояльности клиентов» добавляет специалист. Тот, кто сможет предоставить это в будущем, возможно, в рамках более комплексного предложения консультационных услуг в области искусства, тем не менее сможет перехватить часть уже существующего рынка.
Собственно, деньги под залог часов можно считать, так же кредитом в обмен на произведение искусства, ведь порой клиенты в залог передают коллекционные часы.
Спрос обычно исходит от клиентов с хорошей покупательной способностью, даже если и не огромной, которые могут быть заинтересованы в получении краткосрочной кредитной линии. Типичным случаем является ситуация, когда владелец хочет продать недвижимость и в то же время купить новую недвижимость равной стоимости, но сроки этих двух операций не совпадают. Поэтому уместна промежуточная ссуда на несколько месяцев, которая может быть адекватно гарантирована некоторыми произведениями искусства.
|