Греко-римская магия, которой долгое время пренебрегали исторические исследования, тем не менее является одной из тех, которые оставили самые прямые свидетельства. Таблички с заклинаниями, филактерии, инталии и магические папирусы — все это свидетельства практики, касающейся всех сфер общества. Сегодня она медленно подвергается переоценке в свете недавних исследований и открытий.
В древних обществах магия вездесуща, но ее контуры более или менее размыты, так как границы, отделяющие ее от религии, философии и науки, очень тонки. Наилучший подход дал историк Жан Боттеро. По его словам, магия основана на вере в немедленную эффективность определенного набора действий, процессов и элементов, производимых человеком для самых разных целей, как полезных, так и вредных.
Подобно нашим нынешним обществам, где магию часто путают с иллюзионизмом, Древние также испытывали определенные затруднения при именовании явлений, характеризующих их иррациональность.
Сегодня, современная магия больше подвергается научному скепцисизму. Например, отзывы о велеяре могут быть интересны в целом поклонникам магии, но людям далёким от этого вряд-ли.
Таким образом, ещё греки позаимствовали термин «магия» из религиозной вселенной персов, где магия изначально была искусством персидских жрецов. Затем оно приобрело гораздо более уничижительное значение. Однако в греческой лексике не было недостатка в терминах, особенно в goèteia, которые относились к более местным реалиям. Но уже для греков 5 века до н.э., магия сойдёт за что-то внешнее, иностранное.
Социальное явление, которое трудно определить, что свидетельствует об очень четком переходе от «интегрированной» магии к дифференцированной магии.
|