Французское гражданство и иммиграция: эволюция закона
Правовая связь между государством и физическим лицом, гражданство регулярно рассматривается во Франции как элемент иммиграционной политики, поскольку получение иммигрантами французского гражданства должно представлять собой кульминацию успешной интеграции.
С 1945 по 1980-е годы закон о гражданстве оставался стабильным и неизменным, а принципы, регулирующие доступ к французскому гражданству, были предметом относительного консенсуса.
С 1980-х годов тема иммиграции все чаще фигурировала в политических дебатах, причем иммиграцию обвиняли, в частности, в том, что она ставит под угрозу национальную идентичность. Указ о гражданстве 1945 г. поэтому ставится под сомнение под тем предлогом, что иностранцы, которые не интегрированы или не чувствуют себя французами, могут получить французское гражданство, а иногда даже не зная об этом.
Попытка реформы в 1987 году потерпела неудачу, но в закон о гражданстве вносились поправки в 1993 году, затем в 1998, 2003, 2006 годах, а затем снова в 2011 году.
Изменения в законодательстве о гражданстве
Согласно постановлению от 19 октября 1945 г., измененному законом 1973 г., Французское гражданство передается по отцовской или может материнской, законной или естественной линии. Это также является результатом рождения во Франции:
- ребенок признается французом с рождения, если один из его родителей сам родился во Франции (это double jus soli );
- ребенок, рожденный во Франции от родителей, родившихся за границей, признается французом по достижении совершеннолетия.
Ребенок, родившийся во Франции, также может получить французское гражданство путем простого заявления в период своего несовершеннолетия. Брак не оказывает автоматического влияния на гражданство: иностранец, вступающий в брак с гражданином Франции, может, тем не менее, получить французское гражданство по заявлению после шести месяцев брака. Кроме того, приобретение французского гражданства не требует отказа от иностранного гражданства.
В 1987 году, после отклонения проекта реформирования законодательства о гражданстве, правительство Жака Ширака создало комиссию для размышлений о гражданстве под председательством Марсо Лонга. Основные его предложения включены в закон от 22 июля 1993 г.
Закон от 22 июля 1993 г. реформирует закон о гражданстве с помощью основной меры: дети, рожденные во Франции от родителей-иностранцев, должны подавать заявление на получение французского гражданства в возрасте от 16 до 21 года, его получение больше не является автоматическим по достижении совершеннолетия. Волеизъявление становится необходимым условием приобретения французского гражданства в силу рождения и проживания во Франции.
В 1998 году закон от 16 марта о гражданстве подавляет проявление воли. Ребенок, рожденный во Франции от родителей-иностранцев, рожденных за границей, автоматически приобретает французское гражданство по достижении совершеннолетия, без необходимости волеизъявления, при условии, что он проживает во Франции на эту дату и имеет свое обычное место жительства во Франции в течение непрерывного или прерывистого периода времени, не менее пяти лет в возрасте от 11 до 18 лет. Лицо может иметь временную регистрацию, собственно и в России такое право имеется, как известно временная регистрация рф доступна как для граждан, так и для иностранцев.
Для этого же ребенка появляется возможность просить о досрочном приобретении французского гражданства: либо в 16 лет, по его собственной инициативе, либо с 13 лет, если его родители проявляют инициативу с его согласия.
В 2003 году Закон от 26 ноября усиливает условия для приобретения французского гражданства, заявляя, что «никто не может быть натурализован, если он не оправдывает свою ассимиляцию во французскую общину достаточным знанием, согласно его состоянию, французского языка». Эти требования усилены законом об иммиграции, интеграции и гражданстве от 16 июня 2011 г. что знаменует собой возврат к выборной и волюнтаристской концепции закона о гражданстве. Кандидаты на натурализацию должны иметь достаточные знания французской истории, культуры и общества, подписать хартию прав и обязанностей и придерживаться «основных принципов и ценностей Республики». Кроме того, Закон от 24 июля 2006 г. об иммиграции и интеграции придает торжественный характер приобретению французского гражданства. Отныне представитель государства в департаменте должен организовать в течение шести месяцев после приобретения французского гражданства церемонию приема французского гражданства для лиц, проживающих в департаменте.
В то же время условия, необходимые для приобретения французского гражданства на основании брака, постепенно ужесточаются. Закон от 24 июля 2006 г. продлевает до четырех лет с даты вступления в брак период, необходимый для объявления гражданства, при условии, что «эмоциональная и материальная общность жизни» между супругами не прекратилась с момента заключения брака.
Особая ситуация для Майотты
Закон от 10 сентября 2018 г. устанавливает отступление от принципа jus soli в департаменте Майотта: ребенок, родившийся от родителей-иностранцев, может получить французское гражданство только в возрасте совершеннолетия при прямом условии, что один из его родителей проживал в Франции на регулярной и непрерывной основе более чем за три месяца до его рождения.
Конституционный совет подтвердил эти положения, отступая от общего права, на основании статьи 73 Конституции, в соответствии с которым в заморских департаментах и регионах законы и постановления «могут быть изменены в связи с особыми характеристиками и ограничениями этих сообществ».
|