Греческие и, прежде всего, римские двери могли быть одинарными, двойными, тройными, раздвижными или складными. Первые петли появились в Риме, а первые замки существовали уже в Египте, но именно римляне усовершенствовали их, введя использование металла.
Более того, с изобретением железных замков римляне наконец смогли получить эффективную защиту от взлома. Впервые ключи были достаточно маленькими, чтобы их можно было положить в карман, повесить на шею или прикрепить к браслету.
Но римляне пошли дальше, поскольку они также изобрели выступы замков, благодаря которым только ключ правильной формы мог толкать нужные рычаги, приводя в действие механизм входа.
Внешняя дверь – это одно, а внутренняя – другое. Римляне также использовали внутренние двери, но редко для жилых помещений, в то время как для спальных помещений. И это независимо от роскоши домов.
Неправда, что двери были только для богатых, еще и потому, что четыре деревянные доски стоили недорого.
Очевидно, двери богатых людей были обработаны и украшены, а двери менее богатых были проще и менее изысканнее.
Например, за атриумом, комнатой, где доминус принимал клиентов и бизнесменов, в качестве разделения между этим большим входом и частным домом семьи обычно использовали не двери, а скорее тяжелую занавеску.
Витрувий описывает некоторые типологии атриума:
- Тусканикум, самый старый и наиболее распространенный тип, в котором вес крыши поддерживается исключительно горизонтальными балками
- Тетрастилум с колонной в каждом из четырех углов имплювия. Примером тому является Дом Серебряной свадьбы в Помпеях.
- Коринфий, с большим количеством колонн и большим световым отверстием.
Однако у кабин были свои двери, как и у ванных комнат, комнат и складов.
ВНЕШНИЕ ДВЕРИ ИЛИ ДВЕРИ (ДЕРЕВЯННЫЕ)
Римляне очень хорошо умели делать наружные двери, поскольку Рим был наполнен памятниками, и двери их тоже должны были быть на высоте. Эти двери были сделаны из цельного дерева, украшены шипами и часто окрашены, а иногда обрамлены колоннами и даже каменными фронтонами.
ГЕРКУЛАНЕУМ
«В залежах лодочного павильона, при раскопках Геркуланума, сохранились ценные породы древесины, практически неизвестные находки: это деревянная мебель, восстановленная в ходе исследований, проводившихся между 1927 и 1958 годами. Ренцо Пиано посетил их, потому что калифорнийский меценат Дэвид Паккард попросил архитектора спроектировать музей, чтобы выставить их на внешней территории объекта.
Колыбель-качалка, столы с ножками, выполненными в форме львиной лапы или вдохновленными фантастическими животными, кровать с инкрустированными деревянными переборками, шкафы, ларариумы, а также несколько статуэток, изображающих божеств-покровителей дома, предков. Эти находки очаровывают Паккарда с 2001 года, когда он начал кампанию по реставрации и раскопкам, профинансировав проект на 16 миллионов евро».
Среди различных находок — великолепная деревянная дверь, обгоревшая, но прекрасно сохранившаяся, с четырьмя створками, которые можно полностью или частично открыть, которую до сих пор можно увидеть в Риме в некоторых старинных магазинах в районе Кампо Деи Фьори. На самом деле это не дверь, а скорее двери шкафа, но мы сообщили о них, потому что они идентичны дверям Помпеи, это всего лишь вопрос размера.
БОСКОРЕАЛЕ
На вилле Фанния Синисторе в Боскореале изображена дверь, форма которой демонстрирует этрусские влияния, а наверху изображена сцена охоты. Еще выше находится своего рода тимпан, из которого, должно быть, многое почерпнуло барокко.
Входная дверь дома обычно представляла собой высокую деревянную двойную дверь с большими бронзовыми стойками.
В центре каждой двери нередко можно было найти бронзовую голову волка или льва, сжимающего во рту большое кольцо, которое можно было использовать как хлопушку.
Эти двери в основном были четырехстворчатыми, обычно с разной отделкой между двумя верхними панелями, которые были прямоугольными, как нижние, но короче, и двумя нижними.
ПОМПЕИ
«Новые открытия со строительной площадки Регио V, где у входа в магазин видна «душа» деревянной двери, «отпечатанная» в затвердевшем пепле извержения.
Чудо химии заставило образ этой двери путешествовать во времени, меняя свою органическую консистенцию, поскольку пепел и вулканические обломки пирокластического потока затвердевали, принимая форму органического материала ранее существовавшей двери».
Таким образом, разложение древесины оставило ее профиль неповрежденным, видимым на окружающем его затвердевшем материале. Короче говоря, древесина сгорела, но пыль и вулканические обломки приняли свой первоначальный вид, увековечив его на века.
ВНЕШНИЕ БРОНЗОВЫЕ ДВЕРИ
Но, прежде всего, римляне стали мастерами изготовления бронзовых дверей, очень распространенного материала, поскольку он был относительно дешевым и легко придавал желаемые формы или мотивы. В основном делались двойные двери из цельной бронзы, обычно поддерживаемые штифтами, вставленными в гнезда на пороге и архитраве. Также была доступна в легкой форме замена замков в металлической двери.
Среди примеров, которыми до сих пор можно восхищаться, — бронзовые двери церкви Санти Косма и Дамиано в Риме с двумя дверями, каждая из которых имеет две панели в рамке. Очень красивые и очень старые, учитывая, что они были взяты из храма Ромула, мавзолея, построенного Максенцием для своего рано умершего сына Ромула.
А как насчет дверей Пантеона высотой 7,3 метра, схожих по конструкции. Они по-прежнему принадлежат Марку Агриппе или, по крайней мере, как многие полагают, те, что разыскивался императором Адрианом, и в любом случае они до сих пор очень хорошо работают.
Пантеон — наиболее хорошо сохранившийся памятник Древнего Рима, чудом уцелевший прежде всего потому, что его снос был чрезвычайно трудным, с очень толстыми стенами и гигантскими колоннами, поэтому Папа решил встроить туда христианскую церковь, ограничившись изменением внутреннего убранства и боковых сторон. алтари, оставив без изменений пол и большие бронзовые двери.
Две другие бронзовые двери римской эпохи находятся в Латеранской базилике и принадлежат Термам Каракаллы. Они тоже бронзовые и красивые. Они чем-то в том же стиле, что и двери С. Космы и Дамиано.
Оба украшены заклепками, которые когда-то были позолочены, поэтому оставались блестящими, даже когда бронза дверей почернела. Позолота, естественно, потускнела, но двери чудом остались целы, а все остальные переплавлены. Короче говоря, это часть многих испорченных материалов, которые князья церкви использовали для строительства своих дворцов и церквей.
|