Антикварная мебель всегда украшала дома тех, кто ею владеет и питает к ней страсть. Даже один, тщательно выбранный предмет антикварной мебели, вставленный в современный декор, способен придать теплоту и значимость помещению, в котором он находится.
Антикварная мебель отражает чувствительность тех, кто покупает ее и размещает в своем доме, заставляя ее возрождаться через сотни лет: каждый предмет антикварной мебели уникален именно потому, что во время его изготовления не было массового производства.
Антикварная мебель XVIII века
XVIII век был веком, характеризующимся быстрой сменой политических событий и большой художественной и культурной жизнью, что также оказало влияние на мебельные тенденции.
В первые годы восемнадцатого века барокко и его поиски величественных и тяжелых форм угасли.
Двор отреагировал на смерть Короля-Солнца, освободив его от склонности к необузданной роскоши в сочетании с новым культурным климатом, который дает пространство искусству и науке.
Регент Филипп Орлеанский, а позднее Людовик XV, учитывая богатство своего государства, были приверженцами элегантности, моды и поэтому внимательно относились к обстановке, мебели и комфорту своих домов. Европа больше не смотрит на Флоренцию и Рим как на модели для вдохновения, а на Версаль, где новая «легкость» влияет на образ жизни.
И именно эта легкость и аффектация, контрастирующая с величием барокко семнадцатого века, создала то, что в то время определялось как стиль нуво, и который затем в начале XIX века в уничижительном тоне будет называться рококо.
На самом деле, академики-неоклассики считали рококо не столько противоположностью барокко, сколько его гротескным ответвлением, превосходной степенью причудливого, избытком смешного.
В Италии рококо, также известный как бароккетто, утвердился поздно по сравнению с остальной Европой и находился в основном под влиянием стиля Людовика XV.
В домах дворян были княжеские залы для приемов и гостей, а повседневная жизнь была скромна и ограничивалась небольшими комнатами и антресолями. В новом столетии эти узкие помещения становятся более элегантными, более удобными, готовыми принять гостей, иначе говоря, средами, подходящими для человека, который ищет роскоши в любое время дня, который любит беседы и культурные проявления.
Так рождаются гостиные, интимная обстановка, созданная для музыки, игр и чтения, где расставлена маленькая и кокетливая антикварная мебель. Для мелкой знати строились и дворцы поменьше, где необходимо было сочетать красоту с функциональностью мебели. Внутри них есть место, например, для журнальных столиков, которые становятся небольшими, легкими, легко переносимыми, удобными креслами и диванчиками, где можно посидеть и пообщаться, а также мебелью, антикварной мебелью, большой функциональности, такой как комод-письменный стол- шкатулка-полка, более известная как Трюмо.
В мебели в стиле рококо есть общие элементы: асимметрия украшений; от масок, херувимов, кариатид и барочных чудовищ переходим к изящнейшим цветам, листьям, бутонам, гирляндам, ракушкам; ножки мебели становятся тонкими и приобретают изящную S-образную форму, достаточную для того, чтобы выдержать легкую и миниатюрную мебель; перемычки, соединяющие опоры и широко использовавшиеся до Людовика XIV, позже исчезнут совсем.
На пути к неоклассицизму
К концу века прогрессирующий интерес к классическому искусству, вызванный открытием Помпеи и Геркуланума, привел к тому, что аффектация старинной мебели и мебели в стиле рококо стала приторной.
При французском дворе новым регентом стал Людовик XVI, и он тоже насаждает новый стиль, который переносит последние годы века в неоклассицизм. Переход от рококо к неоклассицизму менее радикален, чем переход от барокко к рококо: фактически виды антикварной мебели, созданные в XVIII веке, удобные и полезные, не меняются, а только их форма преображаются.
Классическая лепнина и сдержанное использование орнаментальных мотивов: ладов, сосновых шишек, жемчуга, медальонов, розеток резко контрастируют с изюминкой предыдущего стиля. Исчезают изогнутые линии мебели, фигурные ножки становятся прямыми, как ствол перевернутой пирамиды, вся мебель приобретает более сдержанный и строгий характер.
Антикварная мебель 19 века
Девятнадцатый век в Италии предлагает ту стилистическую неоднородность, ту преемственность, наложение и смешение жанров, которая остается главной характеристикой этого века для европейской мебели в целом.
Восемнадцатый век закончился постепенным ужесточением извилистых линий старинной мебели в стиле барокко и рококо: в новый век перенесся стиль Людовика XVI, примерно совпадающий с периодом правления одноименного государя во Франции (1774-92), происходит вкус к симметрии, балансу, более экономное использование орнаментов и изогнутых линий, орнаменты, вдохновленные антикварной мебелью, в частности греко-римским репертуаром.
Поэтому даже Италия в конце восемнадцатого века готовилась отказаться от мягкой грации мебели Бароккетто; ножки стульев и столов становятся цилиндрическими, стройными, пирамидальными или суженными, но строго прямыми. Часто цилиндрические и пирамидальные имеют рифление с декорированным ореховым основанием. Подлокотники изогнутые, спинка прямая.
Линия диванов также проще, они опираются на конические ножки. Мебель и антикварная мебель более аристократического вкуса часто лакируются или окрашиваются в очень светлые тона: особенно предпочтителен белый цвет.
Среди сдержанных украшений часто встречается «узел Людовика XVI» вместе с решетками в стиле барокко, используемыми для аппликаций из позолоченного металла. Использование решеток также часто встречается в инкрустированной антикварной мебели.
Появляются и декоративные мотивы классической архитектуры: трофеи оружия, лады, косы, бусы, розетки. Ручки упрощаются до тех пор, пока не приобретут форму кольца.
Французское влияние было еще решающим в период Революции и Директории (1792-1804), в котором темы и декоративные программы стиля Людовика XVI были продолжены и развиты: линии мебели стали еще более существенными и жесткими.
Стиль ампир
Триумф неоклассицизма ознаменован стилем ампир. Характерной чертой этого периода является использование полированного красного дерева с украшениями из резного и позолоченного дерева или из бронзы, также позолоченной. Даже итальянская антикварная мебель вслед за французской становится «римской» и «имперской»: повсюду приземляются орлы, а за ними следует стая сфинксов, химер, львов, фениксов. Все большее значение приобретают трофеи оружия и музыкальных инструментов; имеются также многочисленные фасции, лавровые венки, лиры, пальмы, косы и лампады.
Элементы классической архитектуры — наличники, овулы, колонны, полуколонны или небольшие колонны, фронтоны и фронтоны — выступают как структурно-декоративная часть мебели. Парадная мебель по-прежнему лакирована, окрашена в белый цвет или в модные цвета: светло-голубой, кремовый и нильский зеленый. Резьба и скульптура позолочены. Открытия Геркуланума и Помпеи дают идеи для новых украшений - амуров, путти, крылатых девушек, изысканно-мифологических мотивов (кентавры, вакханки, второстепенные божества), гирлянд - а также для новых видов мебели. Самый известный — штатив, который станет хранилищем, журнальным столиком, раковиной, кашпо, курильницей, канделябром.
Даже и сегодня, при изготовлении индивидуальной итальянской мебели, не редко мастера прибегают к ноткам прошлого. А, вот посмотреть итальянские кухни фото можно на сайте.
Стулья имеют перфорированные лиры на спинках, а диваны напоминают триклинии. В Recueil Персье и Фонтена, который систематизирует имперский неоклассический декоративный вкус, мы находим постоянные ссылки на Геркуланум: крылатого возничего между двумя морскими чудовищами, украшающего дужки бронзового канделябра, нереиду, украшающую бронзовую аппликацию, нимфу на дверцы комода, головы медуз, маски, которые будут повторяться на многочисленных предметах периода Империи.
После падения Наполеона стиль ампир просуществовал примерно до 1830 года, наряду с импортированным из Франции стилем реставрации, который, однако, в Италии можно считать переходным жанром без четко определенных характеристик. Валентино Брозио (в книге «Итальянская мебель девятнадцатого века», 1964) отмечает, что в этот период мы стали свидетелями растущего утверждения буржуазии и медленного, но прогрессивного роста индустриализации.
|